✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
мне про 13700к интересно, просто не против слезть с 300тдп на 190тдп если 13700к в большинстве случаев берет 5.5 по всем ядрам да и не такой уж и худший, по сравнению со стоком +200мгц по всем ядрам, но тдп ужас конечно, это вольтаж 1.3?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
iDarkEmpire писал(а):
это вольтаж 1.3?
во время теста проседает до 1.261
Добавлено спустя 1 час 13 минут 51 секунду:
SlasheR писал(а):
худший 13900к у меня ) p5.7 и e4.5 при 330-340 ваттах в r23. 42500 очей если отключить гипертрипер то 5.8 можно.
отключил ht, от которого в играх прирост нулевой - получилось 5.8 стабильно на 1.28в под нагрузкой r23. Под нагрузкой 280 ватт, 80с темпа, r23 стабилен, игры стабильны, видимо так и оставлю.
то есть для максимальной производительности в играх иногда даже HT отключаешь...
на старых зеонах 2011-3 отключали HT для увеличения производительности в играх, но так пользы в этом и не увидел, плюс-минус туда сюда незначительно очень (пару фпс)
125фпс в Трое даже без Е-ядер - для меня очень играбельно))))
вроде по тестам блогеров отключение Е-ядер не дают сильной просадки в целом, кое где даже в плюс, но как по мне я сижу на вин10 и мне пока не нравится поведение е-ядер... поэтому пока без них https://www.youtube.com/watch?v=RMWgOXqP0tc
а в 13900К вообще жаль отключать столько е-ядер... целых 16штук)
Добавлено спустя 52 минуты 5 секунд:
SlasheR писал(а):
отключил ht,
а сколько выдаёт СБ-Р23 баллов?
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
SlasheR писал(а):
худший 13900к у меня ) p5.7 и e4.5 при 330-340 ваттах в r23
Я вообще с базовых частот выйти не могу из-за перегрева, P5.5 E4.3 1.29v уже 100 градусов в пике, потребление 308Вт. Если опустить вольтаж, то ошибки. И у кого тут не удачный? ))
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
iDarkEmpire писал(а):
а зачем все это если в стоке в играх и так 5.5?
Так у меня и стоит сток, только с пониженным напряжением, чтобы жрал меньше. По этому гнать выше стока я и не могу, он и так на пределе. Жду рамку... может хоть градусов 5 получится скинуть. Ну а вообще мне и стока хватает, остальное так чисто для бенчмарков.
хотите сказать - 8Р-ядер (8 потоков), без HT, без Е-ядер, выдаёт аж 36000 в СБ-Р23 ?))) да ладно...)
42000 в СБ-Р23 13900К выдаёт только вместе с Е-ядрами, то есть 8Р16Е... значит только 8Р должны явно выдавать меньше... в районе 25000 баллов а без HT - еще меньше)
у меня на 12900К 8Р-ядер (16 потоков, +HT), выдаёт 20500 в СБ-Р23 (частота 5.0ггц, кольцо 4.7ггц)
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.06.2003 Откуда: DE Фото: 2
не понятно зачем все эти движения с покупкой 13900К за 700-800$ что бы потом отключением E ядер или HT делать с него 13600К который стоит в два раза дешевле.
Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды:
SlasheR писал(а):
ht в играх точно бесполезен, от е ядер, хоть иногда польза может случится.
сомнительная теория, HT во время игр юзают фоновые процессы винды и приложений которые у вас открыты, обрубая HT вы уменьшаете количество выделяемых для этого ресурсов.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
Alexey1977 писал(а):
сомнительная теория, HT во время игр юзают фоновые процессы винды и приложений которые у вас открыты, обрубая HT вы уменьшаете количество выделяемых для этого ресурсов.
для фоновых процессов отлично подходят Е ядра как раз.
игры грузят проц на 30-40%, так что еще много остаётся для обработки фоновых процессов винды а вот во время игры некоторые движки могут свои процессы скидывать и на Е-ядра, которые ощутимо медленнее Р-ядер (и тут у нас бац 1%-0.1% завалился немного)
а вот сама винда11 фоновые процессы точно скидывает на Е-ядра, сидишь в блендере рендеришь на всей мощи... в фон свернул и бац - рендерится уже только на Е-ядрах, а Р-прохлаждаются... по крайней мере Борода в обзоре говорит про такое с HT такого поведения нет, HT участвует во всех процессах полностью
или это уже поправили в вин11?
хотя конечно как насыпят штук 32-48-64 мелкашей в каком-нибудь 16-17-ом поколении интела (эдакий гибрид серверного и десктопного проца), тогда можно и на одних мелкашах выезжать в рендере или кодировании видео (на проце), а для игр как всегда 8Р быстрых будет хватать)))
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Борода в посленем обзоре говорил как раз обратное, что за паника в селе?
вот тебе точное московское время, где говорится https://youtu.be/iahdTCHU2l8?t=594 "нельзя запустить блендер фоном и смотреть на датчики, иначе система перекинет рендер на Е-ядра" )))) возможно проблема решается в 2х мониторной конфигурации
обзор свежий, по идее вин11 тоже свежая у него...
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения