✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
мне про 13700к интересно, просто не против слезть с 300тдп на 190тдп если 13700к в большинстве случаев берет 5.5 по всем ядрам да и не такой уж и худший, по сравнению со стоком +200мгц по всем ядрам, но тдп ужас конечно, это вольтаж 1.3?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
iDarkEmpire писал(а):
это вольтаж 1.3?
во время теста проседает до 1.261
Добавлено спустя 1 час 13 минут 51 секунду:
SlasheR писал(а):
худший 13900к у меня ) p5.7 и e4.5 при 330-340 ваттах в r23. 42500 очей если отключить гипертрипер то 5.8 можно.
отключил ht, от которого в играх прирост нулевой - получилось 5.8 стабильно на 1.28в под нагрузкой r23. Под нагрузкой 280 ватт, 80с темпа, r23 стабилен, игры стабильны, видимо так и оставлю.
то есть для максимальной производительности в играх иногда даже HT отключаешь...
на старых зеонах 2011-3 отключали HT для увеличения производительности в играх, но так пользы в этом и не увидел, плюс-минус туда сюда незначительно очень (пару фпс)
125фпс в Трое даже без Е-ядер - для меня очень играбельно))))
вроде по тестам блогеров отключение Е-ядер не дают сильной просадки в целом, кое где даже в плюс, но как по мне я сижу на вин10 и мне пока не нравится поведение е-ядер... поэтому пока без них https://www.youtube.com/watch?v=RMWgOXqP0tc
а в 13900К вообще жаль отключать столько е-ядер... целых 16штук)
Добавлено спустя 52 минуты 5 секунд:
SlasheR писал(а):
отключил ht,
а сколько выдаёт СБ-Р23 баллов?
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
SlasheR писал(а):
худший 13900к у меня ) p5.7 и e4.5 при 330-340 ваттах в r23
Я вообще с базовых частот выйти не могу из-за перегрева, P5.5 E4.3 1.29v уже 100 градусов в пике, потребление 308Вт. Если опустить вольтаж, то ошибки. И у кого тут не удачный? ))
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
iDarkEmpire писал(а):
а зачем все это если в стоке в играх и так 5.5?
Так у меня и стоит сток, только с пониженным напряжением, чтобы жрал меньше. По этому гнать выше стока я и не могу, он и так на пределе. Жду рамку... может хоть градусов 5 получится скинуть. Ну а вообще мне и стока хватает, остальное так чисто для бенчмарков.
хотите сказать - 8Р-ядер (8 потоков), без HT, без Е-ядер, выдаёт аж 36000 в СБ-Р23 ?))) да ладно...)
42000 в СБ-Р23 13900К выдаёт только вместе с Е-ядрами, то есть 8Р16Е... значит только 8Р должны явно выдавать меньше... в районе 25000 баллов а без HT - еще меньше)
у меня на 12900К 8Р-ядер (16 потоков, +HT), выдаёт 20500 в СБ-Р23 (частота 5.0ггц, кольцо 4.7ггц)
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.06.2003 Откуда: DE Фото: 2
не понятно зачем все эти движения с покупкой 13900К за 700-800$ что бы потом отключением E ядер или HT делать с него 13600К который стоит в два раза дешевле.
Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды:
SlasheR писал(а):
ht в играх точно бесполезен, от е ядер, хоть иногда польза может случится.
сомнительная теория, HT во время игр юзают фоновые процессы винды и приложений которые у вас открыты, обрубая HT вы уменьшаете количество выделяемых для этого ресурсов.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
Alexey1977 писал(а):
сомнительная теория, HT во время игр юзают фоновые процессы винды и приложений которые у вас открыты, обрубая HT вы уменьшаете количество выделяемых для этого ресурсов.
для фоновых процессов отлично подходят Е ядра как раз.
игры грузят проц на 30-40%, так что еще много остаётся для обработки фоновых процессов винды а вот во время игры некоторые движки могут свои процессы скидывать и на Е-ядра, которые ощутимо медленнее Р-ядер (и тут у нас бац 1%-0.1% завалился немного)
а вот сама винда11 фоновые процессы точно скидывает на Е-ядра, сидишь в блендере рендеришь на всей мощи... в фон свернул и бац - рендерится уже только на Е-ядрах, а Р-прохлаждаются... по крайней мере Борода в обзоре говорит про такое с HT такого поведения нет, HT участвует во всех процессах полностью
или это уже поправили в вин11?
хотя конечно как насыпят штук 32-48-64 мелкашей в каком-нибудь 16-17-ом поколении интела (эдакий гибрид серверного и десктопного проца), тогда можно и на одних мелкашах выезжать в рендере или кодировании видео (на проце), а для игр как всегда 8Р быстрых будет хватать)))
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Борода в посленем обзоре говорил как раз обратное, что за паника в селе?
вот тебе точное московское время, где говорится https://youtu.be/iahdTCHU2l8?t=594 "нельзя запустить блендер фоном и смотреть на датчики, иначе система перекинет рендер на Е-ядра" )))) возможно проблема решается в 2х мониторной конфигурации
обзор свежий, по идее вин11 тоже свежая у него...
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Сейчас этот форум просматривают: Agiliter, ivtivt и гости: 48
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения