✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
Alex TOPMAN писал(а):
Всё остальное время адаптив сам может дать стабильный буст ещё +100...200 МГц на немного ядер в отличие от фикса.
сейчас все игры жрут больше 6 ядер, т.е. выпячивать ядра для мало потока смысла нету, его не осталось как такового. Есть альтернативный варик, типа 5.8 до 70с 5.7 до 80с и выше 85с -5.6 тогда в игорьках будет 5.8-5.7 , а в жёстком многопотоке падать до 5.6 Но для понимания - что камень может, оно пока не нужно.
Ну будет на неудачном экземпляре 5.2 ггц или даже 5.0 при 1.15 вольта и разве этой производительности недостаточно для подавляющее большинства пользователей?
в итоге получите 12900К на 5.0-5.1)))
Добавлено спустя 8 минут 17 секунд:
Sergiu Bunacalea писал(а):
Я хотел взять 13600к, но на консолях 8 ядерные/16 поточные процессоры , поэтому в ближайшие 5 лет разработчики игр будут оптимизировать свои игры под такое количество ядер и потоков, а 13700кф как раз имеет 8 полноценных ядра .
такой конкретной оптимизации нет, игры пишутся на движках, а движки уже сами раскидывают свои процессы/потоки по ядрам, им там пофигу 4 ядра или 20 ядер - раскинут. Но эффективнее всего получается 6-8 быстрых ядер. Что и показывает 13600К в играх - не очень сильно отстаёт от того же 13700К даже в паре с 4090. но 4090 реально очень жирная, её не каждый топовый проц загрузит на 99% https://www.tomshardware.com/reviews/in ... u-review/5
но так то конечно 13700К круче и в играх и для работы) 8Р быстрых ядер могут пригодится)
Добавлено спустя 3 минуты:
SlasheR писал(а):
сейчас все игры жрут больше 6 ядер,
играет роль не кол-во ядер, и их суммарная производительность сейчас очень быстрые ядра у 12600К, 13600К, поэтому для игр и хватает даже 6Р-ядер (да по факту даже хватает 4Р ядер от 12300/12100) https://www.tomshardware.com/reviews/in ... u-review/5
поэтому 13600К со своими 6Р ядрами в играх быстрее даже чем 12900К с его 8Р-ядрами.
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
SlasheR писал(а):
сейчас все игры жрут больше 6 ядер
Ну, бред же. Эти "все" ограничиваются только чьим-то личным кругом интересов из свежих недоделанных "плоских" 3д игр. В VR, например, ни одна игра (вообще, а не только моих) не грузит даже близко 6 ядер. Более того, в ~90% вышеописанных случаев, всё, что загружено выше 2-х ядер - это стриминг "на лету" ассетов, почти не влияющий на фпс (только на уровне погрешности измерений), без которого вполне можно обойтись, если не трястись над надёжностью и сроком жизни своего ssd. Это такие же "максимум 5% фпс ценой использования в 3 раза большего числа ядер ЦП", что по мнению некоторых (также не любящих и +2...3 фпс ценой жора в +100Вт) - "на .ер нужно". Я с отдельным интересом уже сижу и жду, когда к играм начнут прикручивать DirecStorage и народ увидит, как вся "многопоточность", "вдруг" резко сдуется до загрузки всего 2-х полных ядер в среднем.
Добавлено спустя 5 минут 7 секунд:
SlasheR писал(а):
альтернативный варик
Вот это уже хорошая тема. "Ручной адаптив" я её называю.
Добавлено спустя 4 минуты 10 секунд:
PrintF писал(а):
её не каждый топовый проц загрузит на 99%
Это только в низких разрешениях. При увеличений, рост нагрузки на карту растёт, минимум, кратно с коэффициентам увеличения разрешения по каждой из осей. Так что, нагрузить карту тем же DSR - вообще не проблема. Главное, чтобы от ЦП шёл приемлемый фпс.
Добавлено спустя 2 минуты 33 секунды:
PrintF писал(а):
движки уже сами раскидывают свои процессы/потоки по ядрам
Этим занимается диспетчер винды. Игра, макс. только в отдельный поток может выделить задачу. А где (на каком ядре) этот поток будет исполняться - движок не рулит совсем.
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
PrintF писал(а):
играет роль не кол-во ядер, и их суммарная производительность
В первую очередь роляет скорость однопотока, а уже во вторую - умножение на число доступных ядер.
Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:
PrintF писал(а):
13600К со своими 6Р ядрами в играх быстрее даже чем 12900К с его 8Р-ядрами
Оп-па! А есть такие тесты? (чисто 6Р_13 против 8Р_12) В т.ч. на одинаковой частоте? (а то в разгон не все тестеры умеют) Можно линк? (я с удовольствием посмотрю и тему покурю)
Это только в низких разрешениях. При увеличений, рост нагрузки на карту растёт, минимум, кратно с коэффициентам увеличения разрешения по каждой из осей. Так что, нагрузить карту тем же DSR - вообще не проблема. Главное, чтобы от ЦП шёл приемлемый фпс.
вот тут тесты в 2К на ультрах на 4090, что не является низким разрешением, и явно видно даже по свежим процам 12-13 поколений что есть недогруз видюхи))))) жаль конечно что 4К не протестили))) меня именно 4к более всего интересует) https://www.tomshardware.com/reviews/in ... u-review/5
Alex TOPMAN писал(а):
В первую очередь роляет скорость однопотока, а уже во вторую - умножение на число доступных ядер.
скорость однопотока да, но есть такие движки как у РДР2, киберпанка, которые очень хорошо раскидывают на многопоток, притом раскидывают настолько хорошо, что даже на старых бу-зеонах с алишки 2011-3 идёт достойно на видюхах 30-ой серии - 3070, 3080 так что всё от движка зависит при этом например ФарКрай5, 6 - крайне любит сильный однопоток)))
Alex TOPMAN писал(а):
Этим занимается диспетчер винды. Игра, макс. только в отдельный поток может выделить задачу. А где (на каком ядре) этот поток будет исполняться - движок не рулит совсем.
какое именно ядро значение не имеет (в новых процах значение имеет задача выполняется на Р или на Е ядре) но если ты пишешь многопоточную программу на си++/джава/питон ты задаёшь винде сколько нитей (threads) у тебя, а винда уже сама раскидывает по ядрам (потокам)) и на сколько успешно твой движок параллелит задачу, настолько и много будет у тебя ФПС))) в этом плане РДР2 очень близок к Идеалу) ну Рокстарс - этим всё сказано) а вспомнил - самая самая идеальная это ТоталВар-Троя - там даже старые зеоны порой быстрее чем новые процы с особенностью новых процов - Е-ядра, возможно есть возможность рулить и на каких ядрах это считать - Р или Е, но не уверен))) ХЗ там полное с новыми Е-ядрами))))
Alex TOPMAN писал(а):
Оп-па! А есть такие тесты? (чисто 6Р_13 против 8Р_12) В т.ч. на одинаковой частоте? (а то в разгон не все тестеры умеют) Можно линк? (я с удовольствием посмотрю и тему покурю)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 11.04.2006 Откуда: Таллин
Chigurh писал(а):
Как считаете, Noctua NH-D15 Chromax охладит до приемлемых температур и шума 13700k в играх в продуваемом корпусе, если разгоном не заниматься?
абсолютно точно - да. у коллеги такой конфиг даже в не очень продуваемом корпусе - be quiet! dark base 700. поначалу были странности с прыжком температуры, но оказалось, что он башню не очень хорошо навинтил.
пс. подумайте об "D15s" - который с кривизной трубок - от модулей памяти подальше, если они высокие то может иметь смысл.
ппс. и в то же время - кулер с кривизной приближается к слоту видухи (дабы на врм радиаторы не наехать) - это может быть проблемой, если у видеокарты есть толстый backplate с той стороны. или если до видухи - стоит м2 ссд с высоким радиатором.
абсолютно точно - да. у коллеги такой конфиг даже в не очень продуваемом корпусе - be quiet! dark base 700. поначалу были странности с прыжком температуры, но оказалось, что он башню не очень хорошо навинтил.
пс. подумайте об "D15s" - который с кривизной трубок - от модулей памяти подальше, если они высокие то может иметь смысл.
ппс. и в то же время - кулер с кривизной приближается к слоту видухи (дабы на врм радиаторы не наехать) - это может быть проблемой, если у видеокарты есть толстый backplate с той стороны. или если до видухи - стоит м2 ссд с высоким радиатором.
Пришел с Али 13700к Брал 1ноября по 34руб взял 5.6ггц без НТ в биосе 1.425В Е ядра 4.4ггц Ринг 4.9 память пошла на 4000сл14 при 1.6В примерно быстрей на 15% моего 12700к на 5.1ггц брал для игр ,но тестировал в Синибенче 23 темпа под90градусов при 225ватт
Будильник, вольтаж конечно ппц ради 200мгц А в стоке сколько вольтаж просит и до скольки позволяет офсетить? обычно сначала в стоке смотрят на сколько можно ужать vcore без синяков в любых тестах В однопотоке норм бустанулся +300 баллов по сравнению с алдером где-то +16%, в многопотоке у тебя чет совсем не оторвался, вот на 5.3 набивает почти 30к очков https://youtu.be/tLmi8OoDmiE?t=1238 думаю асус не поправил косяки или ты не обновил биос и ме? (я еще не смотрел, может важен сам порядок обновления) Я уже думал если асус не поправит на z790 поменять из-за этого
qwertyqwerty78 У меня НТ отключено,для игр настраивал короче 5.5ггц на все ядра и 6ггц на ядро не берет вольтаж там высокий по дефолту,1.43в чтоль там у асуса странно все..щас стоит 1.415В в биосе в нагрузке на все ядра 1.264в примерно на 5.9ггц проходит СБ 23 на ядро
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.04.2010 Откуда: Омск Фото: 6
I5 12400 сильно подешевел. Raptor lake дешевле / лучше по производительности?
_________________ MSI MAG B660M MORTAR MAX WIFI DDR4, I5 12400, R7S416G2606U2K,AG400,ZM500-TXII,MX330-G BFBC2: DIMKOSS11 BF3: Dimkoss11 А что, если bf5 будет еще хуже?
I5 12400 сильно подешевел. Raptor lake дешевле / лучше по производительности?
да он примерно так и стоил, самое дешевое нашел на озоне 10400р, на али были такие цены, хотя щас там дороже, рапторы топ подразогнали и еще можно гнать, только цена кусается
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения