✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
Alex TOPMAN писал(а):
Всё остальное время адаптив сам может дать стабильный буст ещё +100...200 МГц на немного ядер в отличие от фикса.
сейчас все игры жрут больше 6 ядер, т.е. выпячивать ядра для мало потока смысла нету, его не осталось как такового. Есть альтернативный варик, типа 5.8 до 70с 5.7 до 80с и выше 85с -5.6 тогда в игорьках будет 5.8-5.7 , а в жёстком многопотоке падать до 5.6 Но для понимания - что камень может, оно пока не нужно.
Ну будет на неудачном экземпляре 5.2 ггц или даже 5.0 при 1.15 вольта и разве этой производительности недостаточно для подавляющее большинства пользователей?
в итоге получите 12900К на 5.0-5.1)))
Добавлено спустя 8 минут 17 секунд:
Sergiu Bunacalea писал(а):
Я хотел взять 13600к, но на консолях 8 ядерные/16 поточные процессоры , поэтому в ближайшие 5 лет разработчики игр будут оптимизировать свои игры под такое количество ядер и потоков, а 13700кф как раз имеет 8 полноценных ядра .
такой конкретной оптимизации нет, игры пишутся на движках, а движки уже сами раскидывают свои процессы/потоки по ядрам, им там пофигу 4 ядра или 20 ядер - раскинут. Но эффективнее всего получается 6-8 быстрых ядер. Что и показывает 13600К в играх - не очень сильно отстаёт от того же 13700К даже в паре с 4090. но 4090 реально очень жирная, её не каждый топовый проц загрузит на 99% https://www.tomshardware.com/reviews/in ... u-review/5
но так то конечно 13700К круче и в играх и для работы) 8Р быстрых ядер могут пригодится)
Добавлено спустя 3 минуты:
SlasheR писал(а):
сейчас все игры жрут больше 6 ядер,
играет роль не кол-во ядер, и их суммарная производительность сейчас очень быстрые ядра у 12600К, 13600К, поэтому для игр и хватает даже 6Р-ядер (да по факту даже хватает 4Р ядер от 12300/12100) https://www.tomshardware.com/reviews/in ... u-review/5
поэтому 13600К со своими 6Р ядрами в играх быстрее даже чем 12900К с его 8Р-ядрами.
_________________ 12900k | gigabyte gaming x ddr4 | g.skill ripjaws v f4-3200c14q-64gvr 64 gb | arctic liquid freezer-2 420 | palit 3070ti 8gb | ssd sams evo 1tb
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
SlasheR писал(а):
сейчас все игры жрут больше 6 ядер
Ну, бред же. Эти "все" ограничиваются только чьим-то личным кругом интересов из свежих недоделанных "плоских" 3д игр. В VR, например, ни одна игра (вообще, а не только моих) не грузит даже близко 6 ядер. Более того, в ~90% вышеописанных случаев, всё, что загружено выше 2-х ядер - это стриминг "на лету" ассетов, почти не влияющий на фпс (только на уровне погрешности измерений), без которого вполне можно обойтись, если не трястись над надёжностью и сроком жизни своего ssd. Это такие же "максимум 5% фпс ценой использования в 3 раза большего числа ядер ЦП", что по мнению некоторых (также не любящих и +2...3 фпс ценой жора в +100Вт) - "на .ер нужно". Я с отдельным интересом уже сижу и жду, когда к играм начнут прикручивать DirecStorage и народ увидит, как вся "многопоточность", "вдруг" резко сдуется до загрузки всего 2-х полных ядер в среднем.
Добавлено спустя 5 минут 7 секунд:
SlasheR писал(а):
альтернативный варик
Вот это уже хорошая тема. "Ручной адаптив" я её называю.
Добавлено спустя 4 минуты 10 секунд:
PrintF писал(а):
её не каждый топовый проц загрузит на 99%
Это только в низких разрешениях. При увеличений, рост нагрузки на карту растёт, минимум, кратно с коэффициентам увеличения разрешения по каждой из осей. Так что, нагрузить карту тем же DSR - вообще не проблема. Главное, чтобы от ЦП шёл приемлемый фпс.
Добавлено спустя 2 минуты 33 секунды:
PrintF писал(а):
движки уже сами раскидывают свои процессы/потоки по ядрам
Этим занимается диспетчер винды. Игра, макс. только в отдельный поток может выделить задачу. А где (на каком ядре) этот поток будет исполняться - движок не рулит совсем.
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
PrintF писал(а):
играет роль не кол-во ядер, и их суммарная производительность
В первую очередь роляет скорость однопотока, а уже во вторую - умножение на число доступных ядер.
Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:
PrintF писал(а):
13600К со своими 6Р ядрами в играх быстрее даже чем 12900К с его 8Р-ядрами
Оп-па! А есть такие тесты? (чисто 6Р_13 против 8Р_12) В т.ч. на одинаковой частоте? (а то в разгон не все тестеры умеют) Можно линк? (я с удовольствием посмотрю и тему покурю)
Это только в низких разрешениях. При увеличений, рост нагрузки на карту растёт, минимум, кратно с коэффициентам увеличения разрешения по каждой из осей. Так что, нагрузить карту тем же DSR - вообще не проблема. Главное, чтобы от ЦП шёл приемлемый фпс.
вот тут тесты в 2К на ультрах на 4090, что не является низким разрешением, и явно видно даже по свежим процам 12-13 поколений что есть недогруз видюхи))))) жаль конечно что 4К не протестили))) меня именно 4к более всего интересует) https://www.tomshardware.com/reviews/in ... u-review/5
Alex TOPMAN писал(а):
В первую очередь роляет скорость однопотока, а уже во вторую - умножение на число доступных ядер.
скорость однопотока да, но есть такие движки как у РДР2, киберпанка, которые очень хорошо раскидывают на многопоток, притом раскидывают настолько хорошо, что даже на старых бу-зеонах с алишки 2011-3 идёт достойно на видюхах 30-ой серии - 3070, 3080 так что всё от движка зависит при этом например ФарКрай5, 6 - крайне любит сильный однопоток)))
Alex TOPMAN писал(а):
Этим занимается диспетчер винды. Игра, макс. только в отдельный поток может выделить задачу. А где (на каком ядре) этот поток будет исполняться - движок не рулит совсем.
какое именно ядро значение не имеет (в новых процах значение имеет задача выполняется на Р или на Е ядре) но если ты пишешь многопоточную программу на си++/джава/питон ты задаёшь винде сколько нитей (threads) у тебя, а винда уже сама раскидывает по ядрам (потокам)) и на сколько успешно твой движок параллелит задачу, настолько и много будет у тебя ФПС))) в этом плане РДР2 очень близок к Идеалу) ну Рокстарс - этим всё сказано) а вспомнил - самая самая идеальная это ТоталВар-Троя - там даже старые зеоны порой быстрее чем новые процы с особенностью новых процов - Е-ядра, возможно есть возможность рулить и на каких ядрах это считать - Р или Е, но не уверен))) ХЗ там полное с новыми Е-ядрами))))
Alex TOPMAN писал(а):
Оп-па! А есть такие тесты? (чисто 6Р_13 против 8Р_12) В т.ч. на одинаковой частоте? (а то в разгон не все тестеры умеют) Можно линк? (я с удовольствием посмотрю и тему покурю)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 11.04.2006 Откуда: Таллин
Chigurh писал(а):
Как считаете, Noctua NH-D15 Chromax охладит до приемлемых температур и шума 13700k в играх в продуваемом корпусе, если разгоном не заниматься?
абсолютно точно - да. у коллеги такой конфиг даже в не очень продуваемом корпусе - be quiet! dark base 700. поначалу были странности с прыжком температуры, но оказалось, что он башню не очень хорошо навинтил.
пс. подумайте об "D15s" - который с кривизной трубок - от модулей памяти подальше, если они высокие то может иметь смысл.
ппс. и в то же время - кулер с кривизной приближается к слоту видухи (дабы на врм радиаторы не наехать) - это может быть проблемой, если у видеокарты есть толстый backplate с той стороны. или если до видухи - стоит м2 ссд с высоким радиатором.
абсолютно точно - да. у коллеги такой конфиг даже в не очень продуваемом корпусе - be quiet! dark base 700. поначалу были странности с прыжком температуры, но оказалось, что он башню не очень хорошо навинтил.
пс. подумайте об "D15s" - который с кривизной трубок - от модулей памяти подальше, если они высокие то может иметь смысл.
ппс. и в то же время - кулер с кривизной приближается к слоту видухи (дабы на врм радиаторы не наехать) - это может быть проблемой, если у видеокарты есть толстый backplate с той стороны. или если до видухи - стоит м2 ссд с высоким радиатором.
Пришел с Али 13700к Брал 1ноября по 34руб взял 5.6ггц без НТ в биосе 1.425В Е ядра 4.4ггц Ринг 4.9 память пошла на 4000сл14 при 1.6В примерно быстрей на 15% моего 12700к на 5.1ггц брал для игр ,но тестировал в Синибенче 23 темпа под90градусов при 225ватт
Будильник, вольтаж конечно ппц ради 200мгц А в стоке сколько вольтаж просит и до скольки позволяет офсетить? обычно сначала в стоке смотрят на сколько можно ужать vcore без синяков в любых тестах В однопотоке норм бустанулся +300 баллов по сравнению с алдером где-то +16%, в многопотоке у тебя чет совсем не оторвался, вот на 5.3 набивает почти 30к очков https://youtu.be/tLmi8OoDmiE?t=1238 думаю асус не поправил косяки или ты не обновил биос и ме? (я еще не смотрел, может важен сам порядок обновления) Я уже думал если асус не поправит на z790 поменять из-за этого
qwertyqwerty78 У меня НТ отключено,для игр настраивал короче 5.5ггц на все ядра и 6ггц на ядро не берет вольтаж там высокий по дефолту,1.43в чтоль там у асуса странно все..щас стоит 1.415В в биосе в нагрузке на все ядра 1.264в примерно на 5.9ггц проходит СБ 23 на ядро
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.04.2010 Откуда: Омск Фото: 6
I5 12400 сильно подешевел. Raptor lake дешевле / лучше по производительности?
_________________ MSI MAG B660M MORTAR MAX WIFI DDR4, I5 12400, R7S416G2606U2K,AG400,ZM500-TXII,MX330-G BFBC2: DIMKOSS11 BF3: Dimkoss11 А что, если bf5 будет еще хуже?
I5 12400 сильно подешевел. Raptor lake дешевле / лучше по производительности?
да он примерно так и стоил, самое дешевое нашел на озоне 10400р, на али были такие цены, хотя щас там дороже, рапторы топ подразогнали и еще можно гнать, только цена кусается
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения