✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Так же по Е ядрам вопрос у меня по разгону, есть ли смысл, для фоновых задачек их разгонять? В разгоне на 2 ядра 4 и 6 тоже не вижу толку(для игр конечно). До этого был i9 11900 так он с отключенным бустом на частоте 4700 ровнее и выше фпс давал чем с турбобустом на 5200. Даже если не бенчарке в игре, а например 3д марк тайм спай.
Как раз в большинстве задач используется малое число ядер. Поэтому имеет большой смысл гнать поядерно. Но для начала нужно найти предел множителя для всех ядер на фиксированном напряжении с учетом компенсации просадки LLC. А уже после, не меняя напряжение устанавливать множители при нагрузке на N число ядер. Таким образом добился на 13700k фиксированного напряжения 1,31 LLC3: Ring - x49 E ядра - x44 7-8 P ядер - x55 5-6 P ядер - x56 3-4 P ядра - x57 1-2 Р ядра - x58 В игрушках множителя ниже 56 никогда не видел. В среднем 57. Только в тех приложениях, которые хорошо паралеллят 55. Максимальная нагрузка в VST 276 ватт без тротлинга в любых режимах при разных множителях, часами без проблем. Память 6800. E ядра более капризные. Даешь на одно ядро 45-56 и уже загрузки могут вылетать, из треи приложения исчезают и прочие глюки наблюдаются. Предпочитаю их не трогать.
Добавлено спустя 5 минут 41 секунду: Все руки не дойдут найти множители при отключенных E ядрах и HT. Малые ядра отключил, температура не упала вообще, а производительность упала. Кто там говорит, что их вырубать надо, не совсем понятно зачем. От отключения HT температуры падают сильней, и так же немного производительность. И чем лучше приложение паралеллит, тем больше падает производительность, особенно в 1 и 0,1% в Full HD. И по моему увеличение ринга и множителя на 2 единицы эту ситуацию не исправят. Зачем отключают HT и E ядра объясните?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Roman Larin писал(а):
Таким образом добился на 13700k фиксированного напряжения 1,31 LLC3:
попробуй плиз запустить тест аиды FP64 Ray-Trace. У меня при низком малопоточном (при более высоком множителе на 1-2 ядра, конечно) напряжении оно вешало систему, просто вешало. Так я подбирал уровень ЛЛЦ. Сейчас забил на все эти малопотоки, все ядра пашут одинаково.
попробуй плиз запустить тест аиды FP64 Ray-Trace. У меня при низком малопоточном (при более высоком множителе на 1-2 ядра, конечно) напряжении оно вешало систему, просто вешало
Запустил несколько раз подряд. Ничего не произошло. Странный тест какой то. В момент самого теста, множитель держится 55, так как нагрузка очевидно на все ядра. При этом показания с датчиков не снимаются. Спустя секунд 8 тест заканчивается и датчики отражают показатели. CPU под 100гр, фиксируется троттлинг и кулера не успевают раскрутиться. Выдает 17,5 тыс балов. На этом всё.
В игрушках множителя ниже 56 никогда не видел. В среднем 57.
Что за игрушки такие? Онлайн гриндилки на старых движках? Ни в одной современной игре я вообще ни разу не видел, чтобы процессор держался на 5-6 ядерном, а тем-более на 3-4 ядерном бусте, всегда сваливается на all core boost.
Что за игрушки такие? Онлайн гриндилки на старых движках? Ни в одной современной игре я вообще ни разу не видел, чтобы процессор держался на 5-6 ядерном, а тем-более на 3-4 ядерном бусте, всегда сваливается на all core boost.
Ну я за себя конкретно сказал. Может конечно преувеличил, Смотря что ты имеешь в виду под современной игрой. Требовательной к CPU? К сожалению ничего ультрамощного не установлено, но вот что есть показываю с ходу. Естественно при более менее вменяемой нагрузке множитель будет 55. Но как есть, так показываю. К тому же много задач в виндовс или других программ задействует малое количество ядер.
#77[/s][s]#77
Я все прекрасно понимаю, что это смешная нагрузка, но это реальные условия. Конечно толку от этого нет в таких режимах, FPS и так будет очень много, Но и 100-200мгц по всем ядрам прямо скажем не особо чего то дадут.
Добавлено спустя 7 минут 48 секунд: Много старых игрушек есть хороших или просто плохооптимизированных, в них тоже символический бонус получишь. Допустим Герои 5, больше 1 ядра вообще почти не используют, при этом движок дропает fps сильно от эфектов освещения. А тут целых 300мгц дополнительные у тебя будут xD. Я же тот самый старик, который собрал комп за кучу денег раз в жизни и грает в Героев 3 xD Прямо скажем игр годных почти не осталось. Вон атомика может с удовольствием покатаю, когда время будет. Уже видимо тот самый возраст наступил, когда получаешь большее удовлетворение от разгонов, чем от игр. Они уже не так привлекают как раньше.
Последний раз редактировалось Kopcheniy 04.05.2023 10:02, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Roman Larin писал(а):
CPU под 100гр, фиксируется троттлинг и кулера не успевают раскрутиться
а, значит вот оно че. Тестилка хорошая, кстати, именно нагрузкой. По факту она не многоядерная, хоть мониторинг и рапортует другое. Поэтому там и сотка градусов. Но стабильно - и это главное. Хоть с троттлом, хоть без - неважно.
а, значит вот оно че. Тестилка хорошая, кстати, именно нагрузкой. По факту она не многоядерная, хоть мониторинг и рапортует другое. Поэтому там и сотка градусов. Но стабильно - и это главное. Хоть с троттлом, хоть без - неважно.
Да это вообще какой то странный тест. Я поядерно тестил VST, там на 1-4 ядра и близко таких температур нет. Самый горячий вариант это 6 ядер x56 плюс само собой все E ядра всегда допом грузил. До 280 ватт получается. Если окошко открыто, то 95 градусов держит стабильно полтора часа. Дальше смысла не увидел. В этом же тесте еле за 240 ватт уходит по мониторингу, температура под сотку и Throttling статус ДА. Ни вылетов, ни зависаний. Зато прикол, когда Left4Dead2 клавишу PRT SCN нажимаешь, то приложение зависает, кто сталкивался? Только CTRL ALT DEL и выход пользователя, все остальное 0 реакции. Скринил через Win Shift S. Потом попробую в сток сбросить все и перепроверить.
Я ещё заметил, что 13900KF по сравнению с 12700KF какой-то супер резкий, от малейшего чиха частоты моментом на максимум, стоит только мышкой дёрнуть- потребление мгновенно с 5Вт до 30Вт поднимается.
Да, вот тоже заметил, что загрузка всего одного ядра на 13700 сразу поднимает температуру градусов на 20. Надоело, пришлось перестраивать график работы вентилей чтоб по каждому чиху не взвывали.
А кто-нибудь может объяснить, почему в мультипоточном тесте синебенча все Р-ядра работают на одной частоте 5.3, а в прайме при той же мультипоточности еще и турбобуст имеет место на фаворитных ядрах?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.01.2009 Откуда: Moscow Фото: 8
Заметил, что 13700k в дефолтных настройках в Cinebench R15 и R20, а также в какой-то старой версии Y-cruncher юзает только медленные Е-ядра. R23 гоняет по полной. Встречал уже в сети упоминания об этом, но решение не попадалось. Подозреваю, что список таких приложений гораздо шире. Лечится как-нибудь? Win 10 со всеми обновлениями.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Roman Larin тем не менее, он неплохо так ловил нестаб. Простейший, казалось бы, тест, но вот так. Хорошо работает при большой разнице между частотами 1-2 ядер и 8. У меня например было 57-61, и когда для 61 не хватало напруги (ЛЛЦ поджат) - тест вешал систему.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.12.2011 Откуда: Благовещенск Фото: 30
helm
helm писал(а):
А вот, рассуждения от человека, владеющего 13600k
Я бы ещё добавил - мой камень скальпированный, а это дало от 3 до 5 градусов понижения температуры, что для кастомной воды считаю приличным показателем. Да, ещё бы посвежее водоблок, да вывести плоскость крышки камня, да графеновую термуху между водоблоком и крышкой камня, а ещё лучше на кристалл через ЖМ сразу водоблок ЕКешный с Пельтье...
Roman Larin писал(а):
Много старых игрушек есть хороших или просто плохооптимизированных, в них тоже символический бонус получишь.
Line Age 2 - игра, в которой 100 МГц сверху даст кадр, а то и два во время осады
Roman Larin писал(а):
Прямо скажем игр годных почти не осталось.
Мы постарели. Того запаса эмоций уже не осталось. Полтора года назад поймал себя на этой мысли, когда в EVE на воротах в лоусеках гопстопнули мою баржу с грузом (груз порядка 120кк + баржа около 35кк, для новичка существенные деньги). Реакция - ну ок, пойдём дальше крабить. Десять лет назад зарево от моей горящей жп изничтожило бы матрицы у спутников
Roman Larin писал(а):
Уже видимо тот самый возраст наступил, когда получаешь большее удовлетворение от разгонов, чем от игр.
Забываем, что в игры надо играть)
labeanchik если есть желание поколдовать с железом, то кто мы такие, чтобы этому мешать? У меня не для того Мора отметила свой первый юбилей, чтобы я не гнал какое-нибудь железо! А если Мора не вывезет, то к контуру я подключу вторую! Насос циркуляционный для систем отопления в закромах лежит Я сам буду переходить на воздух (воду с собой не получится взять), но я всё-таки за двухбашенную СО. В моём случае это будет D15S c 3 вертушками.
CHiCHo писал(а):
FP64 Ray-Trace
Прогревает от 68 до 72 Р ядра. Ешки все 60.
Вопрос ко всем, а кто-нибудь ещё пробовал обдувать бэкплейт материнки в районе ВРМ и процессора? В моём случае это дало от 0 до 2 градусов выигрыша.
Roman Larin тем не менее, он неплохо так ловил нестаб. Простейший, казалось бы, тест, но вот так. Хорошо работает при большой разнице между частотами 1-2 ядер и 8. У меня например было 57-61, и когда для 61 не хватало напруги (ЛЛЦ поджат) - тест вешал систему.
Скорее всего у Вас бы и VST крашнулся на x61. Для какого то множителя не верно подобрано напряжение. А может и в чем то другом дело.
Nebulus писал(а):
Заметил, что 13700k в дефолтных настройках в Cinebench R15 и R20, а также в какой-то старой версии Y-cruncher юзает только медленные Е-ядра. R23 гоняет по полной. Встречал уже в сети упоминания об этом, но решение не попадалось.
В FL Studio рендеринг происходит всегда на одном энергоэффективном ядре. Их физическое отключение решает проблему, но это почему то скорость рендеринга не сокращает.
Pobeda писал(а):
Line Age 2 - игра, в которой 100 МГц сверху даст кадр, а то и два во время осады
Я в такое не играл, но могу предположить, что это довольно нетребовательная игра и она вряд ли активно больше 4 ядер использует. И тут как раз поядерный лимит больше даст прироста.
Pobeda писал(а):
Прогревает от 68 до 72 Р ядра. Ешки все 60.
А какое напряжение на процессоре при этом? Может там и греться то нечему? Там вероятно мониторинг багается. После теста разверните вкладку в CPU, где на писан статус троттлинга, там вполне вероятно написано ДА, просто мониторинг зависает.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.12.2011 Откуда: Благовещенск Фото: 30
Roman Larin писал(а):
Я в такое не играл, но могу предположить, что это довольно нетребовательная игра и она вряд ли активно больше 4 ядер использует. И тут как раз поядерный лимит больше даст прироста.
Игра второй половины 00) Там одно ядро всю жизнь трудилось)
Roman Larin писал(а):
А какое напряжение на процессоре при этом? Может там и греться то нечему? Там вероятно мониторинг багается. После теста разверните вкладку в CPU, где на писан статус троттлинга, там вполне вероятно написано ДА, просто мониторинг зависает.
Во время теста мониторинги наглухо виснут. Сужу по HWmonitor - Vcore 1.385В. Аида говорит, что тротлинга нет. P.S. Проц очень топорно настроен. Через 3 недели сяду за настройку.
Игра второй половины 00) Там одно ядро всю жизнь трудилось)
Ну вот об этом и говорю. Проц в таком случае будет не на x55 работать, а x58. В этом и смысл поядерно гнать.
Roman Larin писал(а):
Во время теста мониторинги наглухо виснут. Сужу по HWmonitor - Vcore 1.385В. Аида говорит, что тротлинга нет. P.S. Проц очень топорно настроен. Через 3 недели сяду за настройку.
Я понял что имеется в виду. У меня тоже в HW INFO во вкладке CPU показана макс температура 65. Открой вкладу материнки ниже и посмотри строку температуры CPU :Там датчик будет фиксировать градусов 98, и затем глянь в одной из вкладок CPU статус core thermal throttling, в столбце макс. увидишь значение yes.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.12.2011 Откуда: Благовещенск Фото: 30
Roman Larin писал(а):
Ну вот об этом и говорю. Проц в таком случае будет не на x55 работать, а x58. В этом и смысл поядерно гнать.
А я за это и топлю)
Roman Larin писал(а):
HW INFO
Разные программы. У меня материнка на своих датчиках в HWMonitor ересь показывает: TMPIN4 - от 0 до 122 градусов. Если во вторую я с трудом ещё могу поверить (хотя теплаком всю мать осмотрел, нет таких точек), то первая явно взята с потолка. Остальные датчики материнки без изменений всегда одну и ту же температуру показывают. Хотя вот родная от Асуса прога пишет правду (по крайней мере логичные температуры).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Roman Larin писал(а):
VST крашнулся на x61. Для какого то множителя не верно подобрано напряжение.
61 на 2 ядра. Дело в том, что нет возможности установить как-то отдельно на 2 ядра напряжение. Оно единое. И подобрать его можно в случае большого разбега через ЛЛЦ. Менее агрессивные уровни позволяют набросить напруги на малоядерную нагрузку.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 13.06.2010 Откуда: Актау Фото: 4
Pobeda писал(а):
Я бы ещё добавил - мой камень скальпированный...
Для человека читающего и изучающего тему, это не будет открытием. В теме очень много полезной информации и если проявить внимательность, то многие вопросы отпадут сами собой.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.01.2009 Откуда: Moscow Фото: 8
CHiCHo писал(а):
W11.
Неужели в десятке все беспросветно? Она же в актуальном состоянии.
Roman Larin писал(а):
В FL Studio рендеринг происходит всегда на одном энергоэффективном ядре. Их физическое отключение решает проблему, но это почему то скорость рендеринга не сокращает.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения