✔️ Новый сокет LGA 1851 (совместимость с охлаждением под LGA 1700 сохраняется, однако центр точки нагрева у новых процессоров несколько смещен, в связи с чем производители систем охлаждения готовят адаптированные под новый сокет крепления). Разница незначительна, но может быть полезным при чрезмерном нагреве. ✔️ Процессоры сохранят гибридный набор ядер (Р+Е) ✔️ Впервые со времен LGA 775 у процессоров не будет HT (Hyper Threading) ✔️ Увеличенное число линий PCI-E 5.0 для процессора (теперь их 20 - на 4 больше, чем у предшественников) ✔️ Процессоры этой серии будут совместимы только с памятью стандарта DDR5 ✔️ Новое графическое ядро Xe ✔️ Новые чипсеты - Z890/H870/B860/H810
Семейство новых процессоров
#77
Технические аспекты Arrow Lake-S
В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Lion Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Skymont) Высокопроизводительные ядра более НЕ обладают технологией Hyper Threading, число потоков отныне равняется числу ядер Процессоры серии Ultra 28x имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра. Процессоры серии Ultra 26x имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер. Процессоры серии Ultra 24x имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер.
НТ вот чаще негативно сказывается на игровой производительности, чем энергоэффективные ядра
Много ядер - больше латентность, а это важнее попугаев. АМД X3D как раз даёт огромный буст за счёт снижения латентности и HT им не мешает. Латентность внутри ядра между двумя потоками HT наименьшая. HT и E-ядра могут проваливать производительность пока хватает голых P-ядер, а когда не хватает они начинают помогать. Нельзя однозначно сказать что E-ядра лучше HT. Они увеличивают латентность, а недостаток HT - меньший прирост производительности. Идеальным вариантом под игры был бы 12 P-ядерник без HT. Но гении из Интел считают, что покупатели слишком глупы и смотрят только на попугаи в синебенче. Но ситуация чуть иная, покупатели действительно глупы, но смотрят только на ФПС.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Все правильно у Интела на будущее, во всех технологиях. Ядра основные, ядра мелкие, все правильно. Это дает бОльшую универсальность для разных задач. Можно и без НТ. Главное нужно в след поколении еще оптимизировать все это дело, улучшить задержки и пр. А кто продолжает сидеть на взглядах прошлого, лишь увеличивая кэши, в скорейшем времени упрется в это и судорожно начнет спотыкаясь пытаться догонять остальных, как в видеокартах. Потому что главное правило стало актуально везде - гибридность. Что у цп, что у гп, даже в игровых движках. Разные блоки\процы для разных задач эффективнее.
ev_rus Гибридность изобрели для мобильных устройств чтобы снизить энергопотребление, в остальном в ней только недостатки. В 200 серии межядерные задержки доходят до уровней чиплетных АМД.
285k
Вложение:
285k.png [ 1.07 МБ | Просмотров: 1112 ]
9950x
Вложение:
9950x.png [ 1.09 МБ | Просмотров: 1112 ]
У АМД межъядерные задержки в 12-16 ядерниках главная причина почему они не дают прироста в большинстве игр, а иногда и отстают от одночиплетных 8 ядерников. Интел скатилась до уровня АМД в монолитном кристалле(все ядра на одной плитке). Разве что задержки плавно от одного ядра к другому растут. Это на залоченном 13500 E-ядра актуальны, а на разгонном проце такая же многопоточная производительность на 8 ядрах достигается. Ну и чем тогда 14 ядерный проц лучше 8 ядерного? Он хуже во всём, разве что чуток энергоэффективнее
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.06.2003 Откуда: DE Фото: 2
stockclock писал(а):
Много ядер - больше латентность, а это важнее попугаев. АМД X3D как раз даёт огромный буст за счёт снижения латентности и HT им не мешает.
нет там ни какого огромного буста, и снижения латентности и подавно, если не считать разницу в базарный день 10%, основной плюс АМД они меньше кушают из розетки - на этом занавес, а нуда забыл они короли бенчей в 720р.
stockclock писал(а):
HT и E-ядра могут проваливать производительность пока хватает голых P-ядер, а когда не хватает они начинают помогать. Нельзя однозначно сказать что E-ядра лучше HT. Они увеличивают латентность, а недостаток HT - меньший прирост производительности.
не достаток тут один - руки из заднего места у индусов которые сидят в Интеле и в Майкрософте.
Вот только я почему-то таких тестов не видел. Видимо, всем всё равно, либо авторам обзоров не хватает компетентности.
Проверю на неделе, как будет время.
dalegirl писал(а):
какой смысл тогда делать синтетические тесты которые не отражают всю суть а показыват лишь циферки, нам то важна производителность в реальных задачах
Производителям железа не впервой продавать воздух. Это вся история Pentium 4 и Pentium D, фактически. И ещё история AMD FX до кучи, равно как его мобильного собрата. Недавно выкинул планшет с AMD C50 на помойку, это такой тормоз что просто пипец. Настолько хуже одноядерного целерона тех же времен, что даже не смешно. И это они продавали на полном серьезе. Хуже того, я это на полном серьезе тогда купил.
dalegirl писал(а):
есть какая то игра, программа где инвалиды Е ядра захлебываются?
Практически все. Intel поменяла работу Thread Director, по умолчанию распределяет потоки на Е-ядра. Есть мнение, что именно с этим в немалой степени связаны такие результаты в играх в сравнении с 13/14 сериями, при прочих равных.
dalegirl писал(а):
я просто веду к тому что если теоретически мы хотим дать задачу Е ядрам заниматься игрой, что мы потеряли?
Получается что да. В текущей ситуации, на Е-ядра нужно бросать системные процессы и то, чему всё равно на производительность именно процессора. А саму игру или что там фиксировать на P-ядрах. Есть такие гайды по настройке для 13/14, на ультре они тоже будут актуальны. Тогда будет максимальная отдача в большинстве игрушек, не использующих много ядер. А вот если игрушке много потоков необходимо, тогда непонятно как быть. Впрочем, разница в плюс всё равно будет.
dalegirl писал(а):
неужели я не смогу получить достаточную производительность и минимальное энергопотребление?
Смотря в чем. Принцип простой, за всё нужно платить. Е-ядра меньше жрут, расплачиваешься за это меньшей универсальностью. Р-ядра хорошо выполняют любой код, но за это платят прожорливостью.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2012 Откуда: Иваново Фото: 27
stockclock писал(а):
АМД X3D как раз даёт огромный буст за счёт снижения латентности и HT им не мешает
Большинство при настройке памяти использует XMP/EXPO, надеюсь ты видел латентность памяти на amd при включении того же EXPO ? Или это так, умозаключение как всегда? Без тонкой настройки и включений фич типа киллер латенси и т.д, задержки там так же под 80ns.
Balthazar писал(а):
Intel поменяла работу Thread Director, по умолчанию распределяет потоки на Е-ядра.
Что ты несёшь. Сразу видно спец без обсуждаемого железа. Нормально там всё распределяется. В последней TLOU2 из всех ядер, не работают только 4-Eядра а по твоему бреду, должны не работать 4-P ядра. Что то уж очень много знающих подтянулось, типа я почитал, ща расскажу.
_________________ Судить меня дано лишь Богу а остальным я укажу дорогу.
Что ты несёшь. Сразу видно спец без обсуждаемого железа.
shuler37 писал(а):
а по твоему бреду, должны не работать 4-P ядра. Сине-красный спец.
Давно диспансеризация проходилась, откуда такая агрессивность? Новопассит купи, ну или травяной чай хотя бы. Негоже на людей так немотивированно кидаться просто из-за того что когнитивный диссонанс приключился. Выглядит максимально кринжово и характеризует с не самой лучшей стороны.
shuler37 писал(а):
В последней TLOU2 из всех ядер, не работают только 4-Eядра
Очень полезная информация, а что ты этим хотел сказать? Ты серьезно имеешь в виду, что у Intel нет профиля для этой игрульки? Или забыл уже о собственном спаме с обновлениями прошивок тут же, в этом топике? Не задумывался хотя бы о том, что именно ты там обновляешь? Ну хоть иногда.
Так вот, у меня для тебя информация. Если профиля подходящего нет, то ты увидишь ровно то, о чем я сказал. Поток сначала распределяется на Е-ядро и потом переносится на Р, в то время как раньше было наоборот. Это поведение было таким в Meteor Lake (100-й серии), такой подход продолжили использовать в Lunar Lake (200V серии) и на десктоп оно тоже перекочевало без существенных изменений, несмотря на другую компоновку (пока нет LP E-ядер, но вероятно добавят в будущем и их). Более того, переключение ты в обычном мониторинге не увидишь, потому что интервал дискретизации гораздо больше, чем надо для этого.
У тебя с английским как, нормально? Посмотри презентации от самих разработчиков технологии и не флуди своими откровениями, да ещё и с такой претензией на тайное знание.
Вложение:
IMG_0487.jpeg [ 319.96 КБ | Просмотров: 975 ]
Вложение:
IMG_0488.jpeg [ 354.86 КБ | Просмотров: 975 ]
Вложение:
IMG_0489.jpeg [ 414.04 КБ | Просмотров: 975 ]
Есть сказать что по сути, окромя «у меня всё работает, а ты лох, потому что не купил»? Или тебе нужно подсказки со стрелочками и переводом добавить?
Alexey1977 писал(а):
не достаток тут один - руки из заднего места у индусов которые сидят в Интеле и в Майкрософте.
Других индусов, увы, не привезли пока что. Но и этих научат со временем.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
stockclock писал(а):
в остальном в ней только недостатки
Недостатки лишь первых лет производства. Сколько людей столько и мнений. По мне в гибридности только плюсы, направление развития правильное, по совокупности разного применения и потребления. Амдшникам всегда ничего не надо, особенно чужое, главное оставаться по старинке, на досках по 10 лет. А потом лететь тож в гибридность, ИИ масштабаторы, лучи, нов разъёмы, нов память, сломя голову, спотыкаясь. Если в след поколении инженеры Интел улучшат нынешние недочеты, при сохранении данного вектора развития, то уверен следующие процы должны получиться уже реально интересными.
Без тонкой настройки и включений фич типа киллер латенси и т.д, задержки там так же под 80ns.
Я имею ввиду что данные чаще берутся из L3 кеша, а латентность и скорость L3 лучше. 750ГБ/с и 10-12ns. Кеш компенсирует на процах АМД низкую ПСП и латентность ОЗУ.
ev_rus писал(а):
Если в след поколении инженеры Интел улучшат нынешние недочеты
У архитектуры с P-ядрами нет недочётов вообще, если она ещё и без HT, будет горячее чуток и всё. А у архитектуры с Е-ядрами недочёты будут всегда. Когда любая софтина создаёт поток Винда не знает заранее насколько этот поток будет тяжелым и может кинуть его на Е-ядра, или наоборот на P-ядра, и будет периодически перекидывать их туда сюда в зависимости от нагрузки - само перекидывание тоже роняет фпс. Если важный поток окажется на Е-ядрах игра просядет по ФПС. В итоге исправить это могут сами разрабы прибивая тяжелые потоки к P-ядрам. Но для этого им надо приложить усилия и выяснить что и где у них грузит проц, а что можно кинуть на Е-ядра. Эта задача вообще не выглядит простой, у каждого проца разное число P и Е ядер, например на i9 отключение Е-ядер может дать буст ФПС, потому что 8 P ядер достаточно, а на i5 наоборот 6 P ядер может быть мало и нужна помощь Е-ядер. Сами Е-ядра отличаются на разных поколениях, кинуть поток на Е ядро частотой 3.5ГГц со старой архитектурой и частотой 5ГГц на новой - даст совершенно разные результаты. По итогу геморрой с Е-ядрами не починят никогда. Единственное рабочее решение для всех гибридных камней ставить в планировщике приоритет Р-ядер. Конечно винда и разработчики в простых случаях справляются, бывает в игре есть явно пара тяжелых потоков, а остальные нагружены слабее, в таких случаях их можно кинуть на P- ядра. А в играх с упором в видюху все ядра сильно недогружены и большой разницы между Е и P вообще не будет. То есть на практике часто не видно всю эту косячность планировщика. Условно из-за ошибки планировщика потоков у тебя максимум 150фпс вместо 200фпс, но играешь ты в 100фпс. А вот когда у тебя все ядра одинаковые, поток можно кидать на любое ядро и просадок фпс не будет. То есть вообще ничего не надо придумывать и решать! Всё будет идеально во всех случаях. Ни Винде ни разрабу ничего не нужно оптимизировать, потому что проблем нет. Не существует в принципе возможности решения проблем гибридной архитектуры полностью. А большинство разрабов забьёт вообще на оптимизацию под конкретные процы и оставит всю работу планировщику винды. Именно тот факт что решить эту проблему автоматически невозможно заставил Интел выпустить APO в котором для игр стоят оптимальные профили - это прямое доказательство что для каждой игры надо вручную выбирать что для этого конкретного гибридного проца лучше. Индусы вовсе не виноваты в косяках гибрида. Гибридная архитектура будет тем меньше косячной чем больше Е-ядра будут похожи на P-ядра по производительности. Но они сравняются когда будут одинаковыми полностью, потому этого не произойдет никогда. В принципе лучше иметь проц только из Е-ядер или только P-ядер, и именно так и делает Интел на серверах. Если Интел подтянет частоты Е-ядер и ещё снизит межъядерную латентность, то просадки от Е-ядер просто уменьшаться, но до конца никогда не исчезнут - эта песня про "улучшение недочётов" будет вечной.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2012 Откуда: Иваново Фото: 27
stockclock писал(а):
Кеш компенсирует на процах АМД низкую ПСП и латентность ОЗУ.
Давно известно.
stockclock писал(а):
А у архитектуры с Е-ядрами недочёты будут всегда. Когда любая софтина создаёт поток Винда не знает заранее насколько этот поток будет тяжелым и может кинуть его на Е-ядра, или наоборот на P-ядра, и будет периодически перекидывать их туда сюда в зависимости от нагрузки - само перекидывание тоже роняет фпс.
Так может это не недочёт присутствия E-ядер а недочёт планировщика windows?
_________________ Судить меня дано лишь Богу а остальным я укажу дорогу.
Так может это не недочёт присутствия E-ядер а недочёт планировщика windows?
Планировщик дорабатывался совместно с Intel и работает настолько хорошо, насколько это в принципе возможно вообще. Для того, чтобы этого «недостатка» не было, планировщик должен знать тип нагрузки до того, как процесс будет запущен и начнет выполняться, что просто невозможно без индивидуально подобранных профилей. Если у процессора нет встроенного инопланетного разума и доступа к Силе для предсказания будущего. Очевидные же вещи.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2012 Откуда: Иваново Фото: 27
Balthazar писал(а):
работает настолько хорошо, насколько это в принципе возможно вообще
Это очень размыто и не понятно в принципе как тогда работает. Работает в принципе так как работает. Понятно.
Balthazar писал(а):
Для того, чтобы этого «недостатка» не было, планировщик должен знать тип нагрузки до того, как процесс будет запущен и начнет выполняться, что просто невозможно без индивидуально подобранных профилей
Короче не работает толком.
Balthazar писал(а):
Если у процессора нет встроенного инопланетного разума и доступа к Силе для предсказания будущего
Очень красиво сказано, жаль без сути.
Balthazar писал(а):
Очевидные же вещи.
Абсолютно очевидные, но только для тебя. Ждём когда планировщик заработает не как в принципе возможно а как в принципе нужно.
_________________ Судить меня дано лишь Богу а остальным я укажу дорогу.
shuler37 Balthazar всё правильно и понятно сказал для тех кто понимает как работает софт. Можно представить простейший случай. Игра создаёт поток, его допустим кинуло на E-ядро, и вот этот поток загрузил E-ядро на 100%. Винда видит что этому потоку производительности E-ядра мало и перекидывает его на P-ядро. Игра создаёт второй поток и допустим его кинуло на P-ядро. И он грузит P-ядро на 50%. Винда смотрит загрузку по всем ядрам, если P-ядра мало загружены то можно оставить этот поток на P-ядре, а можно кинуть его на E-ядро - это уже зависит от того как настроен планировщик. Дальше игра создаёт третий поток. И этот поток грузит P-ядро всего на 25%, Винда решает кинуть его на E-ядро, но к примеру этот поток обслуживает интеллект NPC. Пока NPC на экране мало, поток грузит ядро мало, а когда много, он грузит ядра сильно. И тут ты входишь в толпу NPC, а поток у тебя на E-ядре, E-ядро загружается на 100%, и вся игра у тебя начинает тормозить. Тут винда может раздуплится и перекинуть поток на P-ядро и тогда всё перестанет тормозить. Но как только ты выйдешь из толпы NPC поток опять будет мало загружен и Винда снова может перекинуть его на E-ядро. Проблема в том для того чтобы понять куда кидать поток Винде нужно время чтобы оценить загрузку ядра потоком. Отсюда и худший фпс. Переброс потока для проца имеет свою цену. Переброшеный поток освобождает L2 кеш одного ядра и уходит в L2 кеши другого ядра. При этом он вытесняет часть данных из кешей которые там хранились раньше для тех потоков что уже висели на этом ядре. Поэтому кидать потоки с ядро на ядро очень часто нельзя, Винда должна оценить стоит ли ей перебрасывать поток или нет. Кроме того часть потоков в игре может быть постоянной, а другая создаваться и завершаться. А предугадать как будет грузить ядро новый поток невозможно в принципе. А по старым потокам можно вести статистику. Типа поток 1, всегда грузит ядро на 100% оставим его на P-ядре, поток 2 всегда грузит ядро на 50%, можно кинуть и на E-ядро, а поток 3 грузит ядро то на 25% то на 100% и тогда лучше его оставить на P-ядре. Когда потоков много и многие из них грузят ядра по разному в разное время, в разной локации, Винде приходится не сладко, ей надо выбрать что из всего этого лучше оставить на огранниченых ресурсах P-ядер, а что кинуть на второстепенные E-ядра. Бывают интересные случаи когда к примеру игра грузит все потоки условно на 30%, то есть упора ни в ядра ни в проц как будто никакого нет, но фпс намного ниже, чем если запустить игру только P-ядрах. А всё потому что куча потоков на куче ядер - это рост латентности. Я отключаю E-ядра, гоню кольцо и у меня межъядерная латентность уменьшается. Аналогично у 9800X3D межъядерная латентность низкая. Вообще межъяжерная латентность тем ниже чем выше частота кольца и меньше ядер, меньше длина кольца. А у каждого кластера E ядер своё микрокольцо на 4 ядра. То есть вместо одного кольца мы имеем ещё 4 маленьких. Всё это удлиняет пути и ухудшает латентность. Вот сравнение 12900HX vs 12900К. Правда у меня кольцо ещё разогнанно +20%, но в данном случае видно что разница намного выше. Максимальная латентность выше на 60% из-за мелких ядер.
Надо понимать что много ядер = ниже эффективность, в задачах где требуется низкая латентность такие как игры. Даже если все ядра будут P-ядрами, латентность 12 ядерника будет выше 8 ядерника. И в принципе обслуживание многих потоков одновременно уменьшает эффективность. Иначе бы все сидели на Зионах до сих пор. Тут баланс нужен.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2012 Откуда: Иваново Фото: 27
stockclock писал(а):
Balthazar всё правильно и понятно сказал для тех кто понимает как работает софт.
Конечно понятно. Только здесь обсуждают не как работает софт. Всем здесь это по барабану, на какие там ядра чего перенаправляется. Мы здесь обсуждаем настройку и разгон Z890 платформы. А всё остальное обсуждаешь ты и Balthazar. Вот к этому я вёл. Вон он уже в теме по райзенам накидал про термопасты. Вообще не флудит ни разу. А тут про софт. Короче во всех вопросах мастер.
stockclock писал(а):
Надо понимать что много ядер = ниже эффективность
Хорош. Возвращаемся в эру четырёхядерников за высокой эффективностью. Ты всё правильно и понятно сказал.
_________________ Судить меня дано лишь Богу а остальным я укажу дорогу.
Возвращаемся в эру четырёхядерников за высокой эффективностью.
Чушь, 4 ядра никто не предлагал. 8 ядер минимум, а желательно 12 P-ядер без HT.
shuler37 писал(а):
здесь обсуждают не как работает софт
Все бенчи в теме - это софт. Включая Аиду64. По другому оценить железо невозможно. А обсуждали мы конкретно гибридную архитектуру Интел. Никакого оффтопа.
Да о чем тут говорить вообще, если людям очевидная вещь не доходит, что Intel с Майкрософтом занимаются хер пойми чем, творят ересь с умным видом.
Вот есть утверждение, что классифицировать код невозможно до его выполнения, а любая статистика об активности в прошлом ничего не гарантирует в будущем. Его просто не нужно доказывать. Очевидная просто в принципе вещь для любого, кто не прогуливал лекции на первом курсе. Почему? Да потому что оно не более чем переформулированная проблема остановки, что автоматически переводит его в разряд доказанных, ведь неразрешимость проблемы остановки была доказана Аланом Тьюрингом аж в 1936 году. Когда ещё никаких процессоров и в помине даже не было, а гениальные изобретатели этого ещё и не родились. Уже скоро век как назад. И тут такой Intel весь в белом- «Тьюринг был геем, мы с Майкрософтом наймем геев-индусов и они все быстро порешают, не волнуйтесь, геи между собой разберутся». Вбухали миллиарды баксов в, по сути, полную херню.
И они сами это прекрасно понимают, поэтому профили приложений единственный выход. Сама концепция - это хорошая идея для мобильных решений, где плевать на задержки и нужна экономия любой ценой, но на десктопе она всегда будет субоптимальна. Такая же неизбежность, как 2х2=4.
Но тссс. У Тьюринга ультры не было и вообще он «теоретиг», а значит ну его нафиг. У него железа не было, о чем он мог что понимать вообще. Вот в 4-м Thread Director добавят расклады на картах Таро, Сатья Наделла запилит поддержку и заживём.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Balthazar писал(а):
И тут такой Intel весь в белом
Сегодня, даже до сего времени базовые космические теории Энштейна уже ставятся под сомнение. Все течет все изменяется. И Интел, Эпл, Нв, прекрасно это доказывают, новыми архитектурами, векторами развития. Дальше выстрельнут они еще лучше. Далеко ходить не надо, относительно недавно Интел в 12ххх серии процов все это начал, как и ддр5\псяй5. Уж как Амдшники переживали. Куча дураков тестировали и заключали, что ддр5 не нужна, толка нет, а уж как обзывали недоядра, это что-то. А по итогу ни 12, ни 13 серии Интела не противопоставили ничего, кроме старого пещерного г. В видеокартах также до сих пор в сравнении с Нв. Только памяти нафигачили, как в видеокартах. Вот вектор развития. Когда 12 серия Интела в свою очередь до сих пор успешнее всех успешных, раскупаются народом 12400\12600\12700 только в путь. И сейчас-то по теме новое поколение 200 в совокупности задач применения, а не только в игровом 720р, хорошее, удобное просто из коробки, ну как всегда. У Интела все шансы в следующем ближайшем поколении улучшить и так на сегодня хорошее, без всяких теоретиков при царе Горохе.
_________________ ☆ Ray tracing and UE forever ☆
Последний раз редактировалось ev_rus 27.04.2025 1:20, всего редактировалось 1 раз.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения