Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 02.12.2009 Откуда: Russia Фото: 17
В данной теме обсуждаются процессоры семейства Core i3/i5/i7/i9 (микроархитектура Alder Lake-S\10nm\LGA 1700)
#77
В топике в полной мере действуют >>>ПРАВИЛА КОНФЕРЕНЦИИ 📌📌📌ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ!!! Смежные темы, где можно задать или обсудить свои вопросы, не касающиеся или косвенно касающиеся процессоров Alder Lake-S
✔️ Совершенно новый Socket - LGA1700 ✔️ Гибридный дизайн (процессор состоит из разных типов ядер) ✔️ Новые чипсеты - Z690/H670/B660/H610 ✔️ Поддержка PCI-Express 5.0 и PCI-Express 4.0 ✔️ Поддержка памяти нового стандарта DDR5 (DDR4 данные процессоры тоже поддерживают) ✔️ Новое графическое ядро UHD770 (для процессоров i5-12500 и выше, для остальных - UHD 730/710), кроме процессоров с индексом - KF и F
Семейство новых процессоров
#77
Технические аспекты новых Alder Lake-S
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах теперь гибридная архитектора ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Golden Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i7 имеют 8 P-ядер и 4 E-ядра (8P+4E). В общей сложности 12 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-12600K/12600KF) имеют 6 P-ядер и 4 E-ядра (6P+4E). В общей сложности 10 ядер (16) Процессоры серии i5 (i5-12600/12500/12400 и его собрат с индексом F) имеют только 6 Р-ядер, Е-ядра отсутствуют. Тем самым сохраняется стандартная ядерная формула 6/12 Процессоры серии i3 (i3-12300/12100/12100F) имеют 4 Р-ядра, без Е-ядер. Ядерная формула - 4/8
По i5-12400(F) есть примечание: Данные процессоры могут быть с двумя видами кристаллов под крышкой: C0 - отбраковка от старших процессоров с площадью 215 мм2 (у которых компоновка 8+8), и Н0 - чистый 6-ядерник с площадью 162 мм2, у которого физически отсутствуют Е-ядра. Такая ситуация продлится какое-то время с начала релиза, поскольку отбраковку старших процессоров нужно куда-то реализовывать. Большой разницы в потребительских характеристиках (потребление, нагрев) не будет, ибо процессор сам по себе работает на невысоких частотах (в пределах 4 ГГц) с низким напряжением питания. К тому же есть еще один менее очевидный фактор - 2 ядра в процессорах, где отбраковка, будут блокироваться в рандомном порядке, что прямо повлияет на межъядерные задержки. Поэтому вариант с чистокровным 6-ядерником будет смотреться лучше. Отличить внешне можно будет так (по форме крышки, как это было у i5-10400(F), пока информации нет):
Вложение:
С0 и Н0.jpg [ 174.94 КБ | Просмотров: 632366 ]
♻️ PL1=PL2 Если раньше PL1 определял уровень потребления, а PL2 отвечал за продолжительность нагрузки, то Alder Lake могут постоянно работать на максимальном уровне потребления (241Вт в случае с i9-12900K(F), 190Вт - с i7 12700K(F) и 150Вт - с i5-1600K(F), если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрено. Более того, Intel в новых процессорах изменила названия PL1 и PL2. Теперь это будет так: PL1 = PBP - Processor Base Power PL2 = MTB - Maximum Turbo Power ♻️ Про кеш уровень Если L2-кеш у Comet Lake и Rocket Lake был 256 и 512 Кбайт соответственно, но в Alder Lake L2-кеш равен 1.25Мбайт. Стоит отметить, что этим кешем располагают P-ядра, каждое. В то время как E-ядра, сгруппированные в кластеры, довольствуются общими 2Мб L2-кеша. Увеличился и L3-кеш. Теперь он составляет: 30 МБ для процессоров i9 25 МБ для процессоров i7 18 МБ для процессоров i5 (20 МБ для i5-12600K/KF) 12 МБ для процессоров i3
♻️ Про разгон памяти На non-K процессорах затруднен разгон памяти даже при наличии соответствующей материнской платы. Все дело в напряжении SA (System Agent), которое намертво блокируется на уровне 0.95-0.96В, из-за чего поднятие частоты памяти выше 3466-3600 МГц становится практически невозможным, да еще и с адекватными этим частотам таймингами.
♻️ О кривых крышках/сокетах Проблема признана как незначительная, но она существует - в основном из-за массивных башенных кулеров (либо чрезмерного прижима) прогибается сокет материнской платы или деформируется крышка самого процессора. Более-менее рабочий рецепт - установка кулеров с нормальным бэкплейтом на тыльную сторону материнки, либо если есть желание - заказ прижимных рамок от Thermalright, стоят в целом копейки по нынешним курсам.
♻️ О падении производительности при чрезмерном андервольте процессоров С течением времени стало заметно, что при попытке слишком сильно занизить напряжение на ядрах процессоров, производительность в тестах начинает падать, при этом средства мониторинга ничего подобного порой не фиксируют (аналог так называемого "стретчинга" у процессоров AMD линеек Zen 2/Zen 3). Пост от auf1r2, где есть объяснение этому феномену
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.05.2006 Откуда: Tomsk
Всем здравствуйте. Подскажите пожалуйста, а лучше ткните носом, в результаты/возможность разгона не К процессоров с использованием DDR4 на чипсете Z690(а может и других). Пока нашел только MAG B660M Mortar Max WiFi DDR4(https://habr.com/ru/company/beeline/blog/679682/) плату для "бюджетного" разгона, но ее нет в продаже.
Zergii ну тогда заказывать с али ASROCK B660M PG Riptide. Удалось ещё больше снизить напряжение и теперь у меня -0.100v андервольт для этого дополнительно вырубил отдельно энергосберегайки в биосе C8 и C10, разницы в потреблении ватт от их отключения в простое не заметил.
разницы в потреблении ватт от их отключения в простое не заметил.
они отрубают буст на ядро вроде как и сброс частот в простое, у меня проц без них не бустится на 200мгц, впрочем в нагрузке на все ядра в этом смысла всеравно нет как и при фикс частоте, а сброс/набор в c-state частот может влиять на лаги в играх, уже писали, и остальные энергосберегайки тоже можно до кучи вырубить в биосе
qwertyqwerty78 С8 и С10 не отрубают буст на ядро, это если выключить C6/C7 то тогда не будет работать турбобуст, также если C1E выключить то тогда в простое много кушать будет, с включённым С8 и С10 сильно в простое падает напряжение а толку от этого никакого только прилично стабильность роняет в андервольтинге.
Цитата:
а сброс/набор в c-state частот может влиять на лаги в играх, уже писали
да помню читал про это помимо отключения C1E ещё до кучу для игр советуют отключить HPET в винде.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
dialex1 писал(а):
для игр советуют отключить HPET в винде.
Я настоятельно рекомендую его не отключать. Он по-умолчанию доступен в системе и приложения будут его использовать только когда они принудительно захотят отличный от таймера по-умолчанию. Он не является основным или приоритетным таймером. Обычно эти советы сводятся к опциям с отключением или включением в загрузчике А вариант по-умолчанию это отсутствие параметра в загрузчике, а не вкл\выкл.
Добавлено спустя 4 минуты 8 секунд:
qwertyqwerty78 писал(а):
файл подкачки
Отключение ФП не повышает производительность. Где вы эти советы берёте я понятия не имею.
Отключение ФП не повышает производительность. Где вы эти советы берёте я понятия не имею.
Уже много раз писал, что лично мне это помогло, у меня крашились приложения на 75% заполнения памяти. Методом тыка обнаружил что при отключении фп на вин10 вылеты прекращаются, кроме того, пока искал причину заметил, что фп сразу же почти полностью заполняется, хотя на двух других осях он почти пустой до заполнения озу, собственно так и должно быть, получается на каком-нибудь пк/ноуте с хардом прога на вин10 будет лезть на медленный диск при наличии свободной памяти, от чего все будет тупить еще сильнее, чем на более старых осях, вот вам и "не повышает производительность". Теперь больше ничего нигде не вылетает, нет каких-то глюков и т.д. единственное не формируются дампы, но и крашей нет, разве что когда тестил проц на стабильность, андервольтил и были бсоды, оно итак понятно из-за чего, смысл в этом отпадает. Также перейдя с вин7 на вин10 обнаружил что счетчик памяти работает как-то не так(сначала после включения раздел доступной памяти соотв виртуальной, но потом увеличивается разрыв в сторону увеличения доступной): если на вин7 и на серверной винде проги крашатся при заполнении раздела свободная памяти, то в 10-ке при заполнении виртуальной вплоть до последнего мегабайта, это подтверждают показатели аиды и hwinfo, также эти программы показывают более правдоподобную нагрузку на цп. Я задавал первый и второй вопросы на этом и других форумах, никто так и не смог нормально объяснить почему фп так работает и в вин10 свободная это только виртуальная память и ее не видно в диспетчере, почему на вин7 и сервере свободная озу соответствует этому названию, а на 10 нет
Последний раз редактировалось qwertyqwerty78 17.08.2022 20:05, всего редактировалось 8 раз(а).
Некоторые игры без ФП вообще не запустятся, в частности игры на Unity. Как и некоторые 3D редакторы требуют наличия ФП. Да и вообще, отключать ФП - моветон.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.11.2014 Фото: 0
qwertyqwerty78 писал(а):
Уже много раз писал, что лично мне это помогло, у меня крашились приложения на 75% заполнения памяти.
Потому что фп надо юзать в авто режиме и не будет ничего крашиться, всю жизнь играю с авто фп и одно время играл в вов с авто фп а открытый вовхеад съел всю видеопамять и забил всю рам из за чего я заметил долгие загрузки в даларан.
Потому что фп надо юзать в авто режиме и не будет ничего крашиться.
это когда винда в авто забирает весь накопитель?) сколько она там x2 от озу берет, у меня тогда заберет 128гб, а учитывая что фп на 10 используется в приоритете в отличие от 7, то будет сильнее тупить, в чем смысл если софт из озу будет лезть на более медленный ссд и насиловать его, если все итак работает нормально, все проги запускаются ну или я не пользовался такими, которые без этого крашатся. Фп нужен если у вас мало озу для ваших задач. и почему тогда на вин7 и на сервере не крашилось, там фп стоял вручную на 500мб?) я ж говорю впервые такие проблемы испытал перейдя на 10-ку видимо потому что фп там используется в приоритете
Последний раз редактировалось qwertyqwerty78 18.08.2022 7:31, всего редактировалось 2 раз(а).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.05.2006 Откуда: Tomsk
qwertyqwerty78 писал(а):
сколько она там x2 от озу берет, у меня тогда заберет 128гб, а учитывая что фп на 10 используется в приоритете в отличие от 7, то будет сильнее тупить
имея 64 гига оперативки вполне можно сделать рамдиск и назначить файл подкачки на него, тем самым и винда будет считать что у нее есть файл подкачки, и скорость не будет падать.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 05.08.2017 Откуда: New York Фото: 2
Хотел попробовать лимит проца. На 5.5 проходит пост, загружает винду и сразу бсод. На 5.47 тоже самое но в винде на 10 секунд дольше . На 5.45 нормально запускается винда и даже проходит тест R23 single core, на тесте multi core перезагрузка. Стабильно работает на 5.434.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
qwertyqwerty78 писал(а):
сильнее всего жрали ресурсы защитник, бэкапы и файл подкачки, думаю еще индексацию отрубить.
Ты наверняка себе уже руку набил, как это делать просто и быстро. Готовый батник какой-то есть у тебя? Я бы попробовал. И если понравится - стал бы, наверное, адептом.
Добавлено спустя 1 минуту 46 секунд:
qwertyqwerty78 писал(а):
Вин10 твикером не рискую пользоваться
Вот, я пока ими пользуюсь. Давно. Но, насколько успешно - не знаю. Хочу сравнить.
Добавлено спустя 3 минуты 8 секунд:
qwertyqwerty78 писал(а):
рандомными бсодами когда отключал е ядра
Не факт, что в них дело. Я и с ними и без них разгон веду (см. на хвботе результаты). Рандомных не ловил. Везде вопрос перегрева или нехватки питалова. Настройки на 12ххх ОЧЕНЬ гибкие.
Добавлено спустя 4 минуты 37 секунд:
Agiliter писал(а):
Я настоятельно рекомендую его не отключать
Совет спорный, потому что вопрос сложный. Так, вроде пишет, что таймер есть и типа работает. Но, отключил - разницы не нашёл Пишет, что всё также "включен". ЛоЛ Как? Но, если слелать platformclock yes, то появляются явные заметные тормоза. Прямо даже в винде. И это - фу. Такое - однозначно отключать.
Добавлено спустя 11 минут 32 секунды:
qwertyqwerty78 писал(а):
в чем смысл если софт из озу будет лезть на более медленный ссд и насиловать его
Так твоя тогда, наверное, ещё и рамкэш хотеть? Хоть всё то же и должна делать винда, но экономия числа обращений к диску за записью есть. И не скажу, что маленькая. (от контента зависит - у меня на разных дисках очень разная).
Добавлено спустя 2 минуты 56 секунд:
Zergii писал(а):
рамдиск
Винда и системные вещи кидает в своп. Чревато не загрузиться после бсода, когда что-то системное винда не успела сбросить на диск.
Всем привет. Есть у кого инфа\опыт по работе инженерников QXJE QXQ3? Работают ли на B660 и нормально ли работает PCIE 4.0? Чет пытаюсь инфу найти и очень скудно всё.
Подскажите пожалуйста, какой самые оптимальные системы воздушного охлаждения для 12700k? Может быть есть достаточно хорошие апробированные системы, умеющие держать температуру в узде =) Если все-таки водянка предпочтительнее, то какой вариант будет лучше?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2013 Откуда: Крым Фото: 0
Tima777 DeepCool AS500 Plus добротный воздух. Если же в паре с горячей ВК, всё же стоит присмотреться к воде, например ARCTIC Liquid Freezer II 360. Но в РФ купить её проблематично, значит аналоги смотреть .
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.10.2020 Откуда: Philippines
gamelovers11223 писал(а):
Хотел попробовать лимит проца. На 5.5 проходит пост, загружает винду и сразу бсод. На 5.47 тоже самое но в винде на 10 секунд дольше . На 5.45 нормально запускается винда и даже проходит тест R23 single core, на тесте multi core перезагрузка. Стабильно работает на 5.434.
Огонь! Не каждый 12900KS может 5.434 по всем ядрам в Синебенче. 12400 мега удачный попался, поздравляю!
Alex TOPMAN писал(а):
Про стабильно, ты у кранчера спрашивал?
Да ладно тебе, человек в игры играет, не в кранчеры . если проц стабилен в его задачах - зачем снижать частоту ради праймов и кранчеров которые обычный человек никогда в жизни запускать не будет?
Tima777 писал(а):
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, какой самые оптимальные системы воздушного охлаждения для 12700k? Может быть есть достаточно хорошие апробированные системы, умеющие держать температуру в узде =) Если все-таки водянка предпочтительнее, то какой вариант будет лучше?
Если гнать и андервольтить не будешь, то Noctua. Если андервольтить - то почти любой совместимый кулер подойдет если нормальную термопасту и правильный прижим сделать. Если гнать - на воздухе только Ноктуа.
TheYo писал(а):
DeepCool AS500 Plus добротный воздух. Если же в паре с горячей ВК, всё же стоит присмотреться к воде, например ARCTIC Liquid Freezer II 360. Но в РФ купить её проблематично, значит аналоги смотреть .
Ага, соглашусь ARCTIC очень хорош по цене-качеству
_________________ i9-13900k: 6.0p(60-60-60-59-58-58-58-58) / 4.5e / 5.0r DDR5-7466 48Gb 34-44-16-44-36-tRFC.608-tREFI.65536 RTX3070: 2250gpu / 16500ram Вода EK + Bykski
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
auf1r2 писал(а):
зачем снижать частоту ради праймов и кранчеров которые обычный человек никогда в жизни запускать не будет?
Новые порты с консолей активно компилируют шейдеры при первой загрузке и во время игры, там цп может быть весьма существенно задействован. Прайм это возможно слишком для игр, но совсем уж без тестов это чушь, которая может посыпаться в любой момент. В конце концов всегда можно воткнуть лимиты, чтобы внезапная нагрузка систему не уронила.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения