✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Victor91rus писал(а):
на что тогда вообще смотреть?
Нужно подобрать такое значения DC_LL, чтобы svid в нагрузке совпадал с vcore - только и всего. Может быть разбег, конечно, но знаечния будут хотя значительно ближе к реальности. Судя по свиду на скрине - 1.3, там реальных Ватт менее 250. Ну и как сказали, мониторинг материнок МСИ показывает довольно точно, Power In - вся мощность, входящая в материнку, и VR OUT - сколько уходит на проц.
Crysler_GPU писал(а):
вязанно ли это с качеством P-ядер
конечно.
Crysler_GPU писал(а):
(их SP-рейтингом)?
СП ядер общий, НЕ поядерный. Разница бывает и поболее, чем 10 мВ.
Crysler_GPU писал(а):
Может ли реально качество контакта подложки процессора с сокетом влиять на разброс значений VIDs?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.01.2012 Фото: 27
CHiCHo писал(а):
нет, вид вшит в процессор.
Тогда непонятно, почему у кого-то этот VID может меняться после переустановки процессора. Вот тут у товарища до и после переустановки на 14900K:
Разброс VIDs
#77
Одинаковые VIDs после переустановки ЦП
#77
Или это просто баг BIOS, который таким образом поправили?
_________________ Завёл свой блог о железе: vk.com/bratkin_pc | t.me/bratkin_pc Там я делюсь своим опытом, знаниями, новостями из мира ПК и общаюсь с людьми.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Crysler_GPU особенности считывания вида биосом. Это 1 мВ - ничего это не значит, 10 мВ еще ладно - разброс, но 1... На осн иногда такого понаговорят, что аж стыдно...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.01.2012 Фото: 27
CHiCHo, спасибо, буду знать. Просто у своего 12700K вижу разброс как раз в 10 мВ между парами P-ядрами. А на OCN у 14900-ых почти у всех VIDs одинаковый. Начал переживать, что может рамку-корректор сокета криво поставил у себя. Не хотел бы создать этим проблему для грядущего 14900K.
_________________ Завёл свой блог о железе: vk.com/bratkin_pc | t.me/bratkin_pc Там я делюсь своим опытом, знаниями, новостями из мира ПК и общаюсь с людьми.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
sdvuh писал(а):
Я бы так вопрос поставил: вот у меня получилось пройти R23 на воздухе на частоте 5600 с результатом 40924
Да я с этим согласен. Просто все же пишут типа "у меня 5600 на 1,1в", и нафига мне эта информация? И второе. Кто-то подбирает напряжение под синебенч, а кто-то тестит праймом. Это также не проверить. Очевидно, что для прайма нужно сильно больше наваливать. А если навалил, то и в синебенче больше будет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.12.2005 Откуда: Минск
lightning писал(а):
Подскажите, пожалуйста, загнался таким вопросом i7-13700K и MSI MAG Z790 Tomahawk, почему L1 write cache 2700, когда мой же проц на всех обзорах 3300 и даже получилось снять мой проц и поставить товарищу на его MSI MAG Z690 Tomahawk - и у него 3300, почти 3400! Где косяк у меня? Спасибо
Вложение:
Вложение aida64_CPU.jpg больше недоступно
Я разобрался! Вся проблема в том, что, когда защитник винды включен, то 2700, потому что antimalware service executable грузит проц 2-20% при тесте аиды64. Как только я вырубил защиту временно, то 3300, как и положено! С этим вопрос у меня, что за фигня? Что у вас настроено, что antimalware service executable не грузит проц и значения у всех норм? Подскажите!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Crysler_GPU писал(а):
почему у некоторых процессоров значения Core VIDs для всех P-ядер одинаковые, а у каких-то - они разные?
На первых порах меряли "как следует" и писали честно (потому что качество изготовления разное и у каждого ядра свой бин, а у меня до 200МГц в разгоне отличались на одном напряжении). А потом обленились и стали остальным ядрам тупо копировать замер первого ядра.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.08.2009 Откуда: Оттуда Фото: 53
MurkLyaMurk писал(а):
Дак HT даёт профит только во всяких Total War/Рендеринге. Большинство игр от него плюются. Годится он для работы разве что
Этот бред читаю и слушаю десятилетиями на разных языках. Ну может хватит уже, а? Если игра не умеет в потоки и ей достаточно например 4 ядер, то дополнительные потоки fps не добавят.
У меня был 3570k до ~2018 года, fps в играх был не менее 60, а чаще около 80-100. Потом стали выходить игры которые просто замечательно умеют в многопоток, например ассассин ориджинс, одиссея, лара крофт и куча других. Но т.к. в процах был жесткий застой я не хотел себе менять систему, купил себе бу 3770k и 2400mt оперу. Так вот это 2 одинаковых проца только один с HT, а другой без. 3570k - в ассассинах, в городах давал до 50-60fps не на макс настройках дальности прорисовки/объектов/теней стояли ~средние, a 3770k свободно от ~65-70fps и выше по среднему FPS на максимальных. НО у меня моник 120hz уже давно, 3570k хоть и давал до 60FPS но от статеров и подтормаживаний никуда не денешься. Эта и была главная причина смены проца. В ларе тоже в поселениях начинались тормоза. А с 3770к всё ок было.
Поэтому кто говорит, что HT бред и ничего не даёт, не пытаюсь никого оскорбить, но эти люди просто голупцы. Такие же люди сейчас промышляют отключением E ядер.
Достаточно зайти в киберпанк и посмотреть как у тебя с добавлением ядер/потоков FPS растёт. Digital foundry постоянно приводят его в пример т.к. утилизирует все потоки, ядра.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
CHiCHo писал(а):
вид вшит в процессор.
И не меняется даже после явной деградации (своими глазами это видел).
Добавлено спустя 9 минут 20 секунд:
MurkLyaMurk писал(а):
у чела на крышке написано 13900кс, а по итогу биос видит как 13700к
Так, после скальпа я крышку любую сверху поставить могу.
Добавлено спустя 2 минуты 30 секунд:
Victor91rus писал(а):
Это также не проверить.
Проверить! Проси, чтобы тут же на скрине было окно с пройденным кранчером (хотя бы коротким бенчмейтовским) или осст авх2 минут на 5 хотя бы.
Добавлено спустя 10 минут 5 секунд:
ДимON писал(а):
игры которые просто замечательно умеют в многопоток
Ты бы людям сразу пояснил про "замечательно умеют". Когда фпс не вырос и полигонов не добавилось (всё те же квадратные трубы и яблоки), а загрузку остальных ядер утилизировали "мама не горюй". Чаще всего этот "многопоток" - это банально добавленный стриминг текстур с диска через ОЗУ в видеокарту "на ходу". Главный рендер-тред у таких игр, так и остался однопоточным на ЦП. Физике, коллизиям и ИИ, максимум - вынесли ряд вычислений в отдельные мелкопотоки, которых даже в сумме наберётся только на половину загрузки ещё 1 ядра. Ну и какое-то время назад, в играх перед началом добавили ещё и компиляцию шейдеров, жрущую активно не только все ядра, но и авх2. Вот и весь "сказ" про "многопоток". А то, что диспетчер винды показывает перескакивание исполняемых тредов по разным ядрам (когда нет ни одного стабильно загруженного под 100%), так это, всего лишь, оптимизация в планировщике из-за нагрева ядер так работает.
Добавлено спустя 14 минут 27 секунд:
ДимON писал(а):
HT бред и ничего не даёт
К сожалению, они правы. Хоть многие и не могут толком объяснить, почему. А всё просто. За число фпс от ЦП к ГП (который тебе и показывают в 99% игровых мониторингов, а не на выходе с видеокарты) отвечает главный рендер-тред на ЦП, в котором готовятся координаты вершин, отправляемые с каждым кадром от ЦП к ГП. И этот тред практически нигде не параллелится! (назовите мне игру, где это не так - я с удовольствием изучу этот движок-феномен) Да и даже вторичная инфа, которую готовят для майн-треда другие треды на других ядрах, и задержка которой может повлиять на его фреймтайм, всё равно планировщиком раскидывается по следующей схеме (по приоритету производительности): сначала на Р ядра (более холодные или на более разогнанные, если разгон разночастотный), затем на Е ядра. И уже в самом конце догружаются HT потоки на Р ядрах (общая загрузка ЦП на 13900 к этому моменту уже переваливает за 70-80%). Поэтому, вероятность того, что утилизация НТ бустанёт фпс - почти стремится к нулю. Явно видна разница будет только в 2-х случаях: 1. Критичность выделенного потока к данным другого потока (лучше, чтобы лежали в общем кэше L1 и L2), как у SAGA TROY или Factorio. 2. Игра настолько в конкретный момент упёрлась в стриминг текстур, что даже последние 10-20% загрузки ЦП заметно играют роль (редкий случай).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.07.2022 Фото: 2
ДимON писал(а):
в киберпанк и посмотреть как у тебя с добавлением ядер/потоков FPS растёт
растет, но не столь заметно. на одинаковой карте, один 13900кф (32 потока) 75фпс, другой 8 потоков 13100 74 фпс с лучами пути 3.5, без реконструкции лучей. оба hyperthreading. HT хорошо иметь, можно включать, можно не включать.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения