✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Victor91rus писал(а):
на что тогда вообще смотреть?
Нужно подобрать такое значения DC_LL, чтобы svid в нагрузке совпадал с vcore - только и всего. Может быть разбег, конечно, но знаечния будут хотя значительно ближе к реальности. Судя по свиду на скрине - 1.3, там реальных Ватт менее 250. Ну и как сказали, мониторинг материнок МСИ показывает довольно точно, Power In - вся мощность, входящая в материнку, и VR OUT - сколько уходит на проц.
Crysler_GPU писал(а):
вязанно ли это с качеством P-ядер
конечно.
Crysler_GPU писал(а):
(их SP-рейтингом)?
СП ядер общий, НЕ поядерный. Разница бывает и поболее, чем 10 мВ.
Crysler_GPU писал(а):
Может ли реально качество контакта подложки процессора с сокетом влиять на разброс значений VIDs?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.01.2012 Фото: 27
CHiCHo писал(а):
нет, вид вшит в процессор.
Тогда непонятно, почему у кого-то этот VID может меняться после переустановки процессора. Вот тут у товарища до и после переустановки на 14900K:
Разброс VIDs
#77
Одинаковые VIDs после переустановки ЦП
#77
Или это просто баг BIOS, который таким образом поправили?
_________________ Завёл свой блог о железе: vk.com/bratkin_pc | t.me/bratkin_pc Там я делюсь своим опытом, знаниями, новостями из мира ПК и общаюсь с людьми.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Crysler_GPU особенности считывания вида биосом. Это 1 мВ - ничего это не значит, 10 мВ еще ладно - разброс, но 1... На осн иногда такого понаговорят, что аж стыдно...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.01.2012 Фото: 27
CHiCHo, спасибо, буду знать. Просто у своего 12700K вижу разброс как раз в 10 мВ между парами P-ядрами. А на OCN у 14900-ых почти у всех VIDs одинаковый. Начал переживать, что может рамку-корректор сокета криво поставил у себя. Не хотел бы создать этим проблему для грядущего 14900K.
_________________ Завёл свой блог о железе: vk.com/bratkin_pc | t.me/bratkin_pc Там я делюсь своим опытом, знаниями, новостями из мира ПК и общаюсь с людьми.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
sdvuh писал(а):
Я бы так вопрос поставил: вот у меня получилось пройти R23 на воздухе на частоте 5600 с результатом 40924
Да я с этим согласен. Просто все же пишут типа "у меня 5600 на 1,1в", и нафига мне эта информация? И второе. Кто-то подбирает напряжение под синебенч, а кто-то тестит праймом. Это также не проверить. Очевидно, что для прайма нужно сильно больше наваливать. А если навалил, то и в синебенче больше будет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.12.2005 Откуда: Минск
lightning писал(а):
Подскажите, пожалуйста, загнался таким вопросом i7-13700K и MSI MAG Z790 Tomahawk, почему L1 write cache 2700, когда мой же проц на всех обзорах 3300 и даже получилось снять мой проц и поставить товарищу на его MSI MAG Z690 Tomahawk - и у него 3300, почти 3400! Где косяк у меня? Спасибо
Вложение:
Вложение aida64_CPU.jpg больше недоступно
Я разобрался! Вся проблема в том, что, когда защитник винды включен, то 2700, потому что antimalware service executable грузит проц 2-20% при тесте аиды64. Как только я вырубил защиту временно, то 3300, как и положено! С этим вопрос у меня, что за фигня? Что у вас настроено, что antimalware service executable не грузит проц и значения у всех норм? Подскажите!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Crysler_GPU писал(а):
почему у некоторых процессоров значения Core VIDs для всех P-ядер одинаковые, а у каких-то - они разные?
На первых порах меряли "как следует" и писали честно (потому что качество изготовления разное и у каждого ядра свой бин, а у меня до 200МГц в разгоне отличались на одном напряжении). А потом обленились и стали остальным ядрам тупо копировать замер первого ядра.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.08.2009 Откуда: Оттуда Фото: 53
MurkLyaMurk писал(а):
Дак HT даёт профит только во всяких Total War/Рендеринге. Большинство игр от него плюются. Годится он для работы разве что
Этот бред читаю и слушаю десятилетиями на разных языках. Ну может хватит уже, а? Если игра не умеет в потоки и ей достаточно например 4 ядер, то дополнительные потоки fps не добавят.
У меня был 3570k до ~2018 года, fps в играх был не менее 60, а чаще около 80-100. Потом стали выходить игры которые просто замечательно умеют в многопоток, например ассассин ориджинс, одиссея, лара крофт и куча других. Но т.к. в процах был жесткий застой я не хотел себе менять систему, купил себе бу 3770k и 2400mt оперу. Так вот это 2 одинаковых проца только один с HT, а другой без. 3570k - в ассассинах, в городах давал до 50-60fps не на макс настройках дальности прорисовки/объектов/теней стояли ~средние, a 3770k свободно от ~65-70fps и выше по среднему FPS на максимальных. НО у меня моник 120hz уже давно, 3570k хоть и давал до 60FPS но от статеров и подтормаживаний никуда не денешься. Эта и была главная причина смены проца. В ларе тоже в поселениях начинались тормоза. А с 3770к всё ок было.
Поэтому кто говорит, что HT бред и ничего не даёт, не пытаюсь никого оскорбить, но эти люди просто голупцы. Такие же люди сейчас промышляют отключением E ядер.
Достаточно зайти в киберпанк и посмотреть как у тебя с добавлением ядер/потоков FPS растёт. Digital foundry постоянно приводят его в пример т.к. утилизирует все потоки, ядра.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
CHiCHo писал(а):
вид вшит в процессор.
И не меняется даже после явной деградации (своими глазами это видел).
Добавлено спустя 9 минут 20 секунд:
MurkLyaMurk писал(а):
у чела на крышке написано 13900кс, а по итогу биос видит как 13700к
Так, после скальпа я крышку любую сверху поставить могу.
Добавлено спустя 2 минуты 30 секунд:
Victor91rus писал(а):
Это также не проверить.
Проверить! Проси, чтобы тут же на скрине было окно с пройденным кранчером (хотя бы коротким бенчмейтовским) или осст авх2 минут на 5 хотя бы.
Добавлено спустя 10 минут 5 секунд:
ДимON писал(а):
игры которые просто замечательно умеют в многопоток
Ты бы людям сразу пояснил про "замечательно умеют". Когда фпс не вырос и полигонов не добавилось (всё те же квадратные трубы и яблоки), а загрузку остальных ядер утилизировали "мама не горюй". Чаще всего этот "многопоток" - это банально добавленный стриминг текстур с диска через ОЗУ в видеокарту "на ходу". Главный рендер-тред у таких игр, так и остался однопоточным на ЦП. Физике, коллизиям и ИИ, максимум - вынесли ряд вычислений в отдельные мелкопотоки, которых даже в сумме наберётся только на половину загрузки ещё 1 ядра. Ну и какое-то время назад, в играх перед началом добавили ещё и компиляцию шейдеров, жрущую активно не только все ядра, но и авх2. Вот и весь "сказ" про "многопоток". А то, что диспетчер винды показывает перескакивание исполняемых тредов по разным ядрам (когда нет ни одного стабильно загруженного под 100%), так это, всего лишь, оптимизация в планировщике из-за нагрева ядер так работает.
Добавлено спустя 14 минут 27 секунд:
ДимON писал(а):
HT бред и ничего не даёт
К сожалению, они правы. Хоть многие и не могут толком объяснить, почему. А всё просто. За число фпс от ЦП к ГП (который тебе и показывают в 99% игровых мониторингов, а не на выходе с видеокарты) отвечает главный рендер-тред на ЦП, в котором готовятся координаты вершин, отправляемые с каждым кадром от ЦП к ГП. И этот тред практически нигде не параллелится! (назовите мне игру, где это не так - я с удовольствием изучу этот движок-феномен) Да и даже вторичная инфа, которую готовят для майн-треда другие треды на других ядрах, и задержка которой может повлиять на его фреймтайм, всё равно планировщиком раскидывается по следующей схеме (по приоритету производительности): сначала на Р ядра (более холодные или на более разогнанные, если разгон разночастотный), затем на Е ядра. И уже в самом конце догружаются HT потоки на Р ядрах (общая загрузка ЦП на 13900 к этому моменту уже переваливает за 70-80%). Поэтому, вероятность того, что утилизация НТ бустанёт фпс - почти стремится к нулю. Явно видна разница будет только в 2-х случаях: 1. Критичность выделенного потока к данным другого потока (лучше, чтобы лежали в общем кэше L1 и L2), как у SAGA TROY или Factorio. 2. Игра настолько в конкретный момент упёрлась в стриминг текстур, что даже последние 10-20% загрузки ЦП заметно играют роль (редкий случай).
в киберпанк и посмотреть как у тебя с добавлением ядер/потоков FPS растёт
растет, но не столь заметно. на одинаковой карте, один 13900кф (32 потока) 75фпс, другой 8 потоков 13100 74 фпс с лучами пути 3.5, без реконструкции лучей. оба hyperthreading. HT хорошо иметь, можно включать, можно не включать.
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], timk и гости: 26
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения