✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Добавлено спустя 3 минуты: Кстати, в баттле5(всё на макс, 4к, RTX)...Не так много фпс, как хотелось бы... 200 стабильных...Нет и в помине...Без ДЛСС...Болтается, как г в проруби... От 90!!!(тяжелый сценарий) до 200... Например, карта Метро...Комната с турникетами, просадка до 90(много взрывов, дым итд)...Отражения...Кафель там итд итп...
Добавлено спустя 10 минут 7 секунд: На карте Роттердам... Когда пробегаешь по "коридору"(вдоль домов), до точки (от А)B... До 105-8 просадки...С РТ, ес-но...Смотришь в самую даль...На просвет(водичка ещё там)...
_________________ Z790 EDGE; Intel® Core™ I9-13900K@;G.Skill Royal(b-die); MSI Suprim X 4090&6090; GIGABYTE FO48U(OLED);DT 1770 PRO; COLORFUL EVOL X17 Pro Max;)Genelec:)
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Винни-Пух писал(а):
если интел лучше, то +3%, а если амд, то до +25%.
в легкой сцене 400фпс против 300. В тяжелой сцене скатывается до 200 и 200 фпс. Вот вам процессор с кэшем на участке игры с низкой нагрузкой нафармил миллиарды фпс, это повлияло на выборки всяких 1% и 0,1%, на всеми любимых столбиках с результатами будет тотальное 25% превосходство, а по факту одно и то же. Процент игр, где тотальное превосходство будет всегда или хотя-бы значительную часть времени, исчезающе мал. Также как и процент игр, где точно такое же тотальное преимущество дают многоядерники(от 16). Также нужно понимать, что если процессор, который читерски фармит миллионы кадров в легких сценах, в итоговом результате в какой-то игре оказался даже с читами лишь немногим лучше, или не дай бог хуже, то в реале он был еще хуже.
когда-нибудь люди поймут ,что игра это не бенчмарк с подготовленной задачей, а растянутый во времени процесс, в каждый момент выполнения которого важно не знать/уповать сколько кадров будет нарисовано через 5 минут, а получать новые кадры со стабильной скоростью прямо сейчас и всегда. А сведение производительности за период к столбикам или кружочкам - это не совсем то. Это отчасти пригодно только если используется один и тот же процессор. Но сравнивать с 3д процессорами обычные процессоры просто по попугаям это бред.
П.с. в видео как раз ситуация с ПУБГ показательна. Там где не нужно фпс, просто в поле, их 500+-, и вроде как там 3д проц в среднем лучше. А как дело до боевой сцены дошло, так здрасьте, и куда испарился кэш? И уже за 3д процом самая большая просадка, и почти всегда фпс ниже. Хотя оба проца на отлично работают. Но маркетинг не дремлет, людям интереснее смотреть кто там 600фпс достиг, а не кто просел ниже всех.
Пенсионер600 писал(а):
Вон процесс лассо умеет выборочно HT отключать, кто хочет заморочиться))
не умеет. HT это разделение аппаратных ресурсов. Принудительная ассоциация одного потока программы с одним ядром не освобождает занятые вторым потоком аппаратные ресурсы. Отключение HT происходит только через биос. Это и дает прибавку производительности.
Michailovsky писал(а):
в баттле5(всё на макс, 4к, RTX)...Не так много фпс
Тогда вопрос уже такой - есть ли именно мультиплеерные тесты 7800x3d и 7950x3d vs 13900/14900? Понятно что мультиплеер 1в1 повторить невозможно, однако есть ли такие сравнительные тесты?
Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд: Мультиплеерные тесты с баталиями.
_________________ Sitronix - Господин Полковник Sitronix _____________________________ 9800X3D@5.2ГГц фикс, 8.5 часов Prime95 Small FFTs stable, 32Гб + RTX 4090
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.10.2014 Откуда: Москва Фото: 150
Ловкий сержант SitronixУдалили с канала(AMD раскошелились, похоже, чтоб антиреклама не светилась )... Я тут постил, пару месяцев назад... Там записанные отрезки тестировали... 14900К всех обошёл... Был 7800X3D, 7950X3D, 13900K...При памяти у всех на 6000мгц
_________________ Z790 EDGE; Intel® Core™ I9-13900K@;G.Skill Royal(b-die); MSI Suprim X 4090&6090; GIGABYTE FO48U(OLED);DT 1770 PRO; COLORFUL EVOL X17 Pro Max;)Genelec:)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.09.2022 Откуда: Крым
Victor91rus писал(а):
Отключение HT происходит только через биос
Согласен, просто неправильно выразился)
Victor91rus писал(а):
Это и дает прибавку производительности
Я бы не назвал это прибавкой производительности. Скорее убавкой производительности везде, только в некоторых сценариях, в силу неумения этих сценариев правильно распределять производительность, эта убавка даёт противоположный эффект
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.10.2014 Откуда: Москва Фото: 150
Характерная ситуация для Райзен X3D...Средний выше, просадки, те-же...Это лучший сценарий для Райзена...В остальных играх, кроме Ларки проигрыш либо паритет...
Я когда тестировал понижение вольтажа, то отключение HT дает опустить офсет еще больше. Соответственно и нагрев меньше. У кого охлад не тянет и используют для игр как вариант.
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Пенсионер600 писал(а):
Скорее убавкой производительности везде, только в некоторых сценариях, в силу неумения этих сценариев правильно распределять производительность, эта убавка даёт противоположный эффект
это как раз признак плохой оптимизации программы(при условии достаточности кол-ва ядер), если она при выполнении одного потока на ядре не может занять большее число портов, и посадка еще одного потока на простаивающие порты увеличивает произв-ть даже несмотря на то, что второй поток отожрал кусок кэша, кусок буфера, кусок очереди инструкций, и далее до занятия исполнительных устройств. И не смотри, что в синебенче каком-нибудь растет производительность, просто это такая задача, где оптимизаторам повезло, и их простая задачка может быть грамотно разбита по инструкциям на два потока самим процессором. Но число исполнительных устройств и портов всегда одинаковое, то есть у процессора не становится больше "рук" для выполнения работы. Идеальная оптимизация - это если бы на каждом такте задача занимала бы все порты, и там не было бы места для посадки второго потока. С другой стороны, это требует, чтобы кол-во ядер у юзера всегда было достаточным для выполнения его задач, а HT/SMT отчасти это условие нивелирует.
Но не важно. С точки зрения игры происходит иное. Они же всегда (при упоре в процессор, мы же процессоры обсуждаем) от скорости однопотока зависят, поэтому отключение HT с последующим освобождением всех устройств и кэша только под один поток без вытеснения/занятия их другими потоками, повышает произв-ть, или правильнее сказать, устраняет некоторые из причин ее снижения. Но опять же, только если ядер достаточно, чтобы они за время работы ядра с самым нагруженным потоком они успели посчитать остальные потоки.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 11.10.2004 Откуда: Южно-Сахалинск Фото: 65
Ну что...в Warzone 3 фризов больше нет
Победил я их. Ниже график такой, каким он должен быть. Скрин сделан в момент игры в Warzone 3.
P.S. Еще есть 2 момента - возможно, даже скорее всего так и есть - нужно смотреть в сторону другой материнки, проблема либо в ней, либо в блоке питания. Для 13900k по идее нужен блок со спецификацией ATX 3.0 - 3.1. Эти спецификации означают, что блок более быстро реагирует на повышение мощности. Имея большой запас по кратковременному превышению. Не говоря уже о том, что кратковременные повышения мощности старые блоки могут считать за перегруз и включать защиту. При смене блока возможно все будет работать без доп. настроек. Хотя мамка тоже чудить может. Вот тут описано кратко: https://dzen.ru/a/ZY7VbVwQi2jqKHEs
Вложение:
йй.jpg [ 213.67 КБ | Просмотров: 991 ]
_________________ ДАЮТ - БЕРИ, БЬЮТ - ...ДАВАЙ СДАЧИ
Последний раз редактировалось Kopcheniy 29.02.2024 12:38, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.09.2014 Откуда: Минск
Доброе утро! Воткнул вчера фризер iii 360 мм, пока толком не потестил. Есть пару моментов, которые меня в ней смущают. На коробке написано, что макс. обороты помпы составляют 2800. А по итогу крутится до 4000 тысяч.... Помпа сама по себе тихая до 2200 оборотов, выше появляется легкий звук моторчика. Вчера пытался погонять линкс, и нашлась причина, почему я не могу приблизиться с 700 гфлопсам. Е-ядра не бустяся до нужной частоты. Даже если проверять на сток частотах, там картина аналогичная. Максимальная частота по Е ядрам составляет 3.6 ггц. Процессор 14600к, мать мси томагавк з790. С камрадом Lexa, пытался разобраться, но так и не поняли в чем проблема. Качество картинки не очень, не пинайте, под рукой нет исходника.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 11.10.2004 Откуда: Южно-Сахалинск Фото: 65
mTwick писал(а):
Доброе утро! Воткнул вчера фризер iii 360 мм, пока толком не потестил. Есть пару моментов, которые меня в ней смущают. На коробке написано, что макс. обороты помпы составляют 2800. А по итогу крутится до 4000 тысяч.... Помпа сама по себе тихая до 2200 оборотов, выше появляется легкий звук моторчика. Вчера пытался погонять линкс, и нашлась причина, почему я не могу приблизиться с 700 гфлопсам. Е-ядра не бустяся до нужной частоты. Даже если проверять на сток частотах, там картина аналогичная. Максимальная частота по Е ядрам составляет 3.6 ггц. Процессор 14600к, мать мси томагавк з790. С камрадом Lexa, пытался разобраться, но так и не поняли в чем проблема. Качество картинки не очень, не пинайте, под рукой нет исходника.
Вложение:
photo_2024-02-28_23-34-31.jpg
фиксированное напряжение на проц?
_________________ ДАЮТ - БЕРИ, БЬЮТ - ...ДАВАЙ СДАЧИ
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
Винни-Пух писал(а):
Да полно таких ситуаций. Разрешение пониже и вк уже недозагружена.
Вы часто играете в 1080p на 4080? Киберспорт?
Ловкий сержант Sitronix писал(а):
есть ли именно мультиплеерные тесты 7800x3d и 7950x3d vs 13900/14900?
https://youtu.be/vvNu3qkx8FM?si=TYrTHtNWFcPSBaeu&t=231 некоторые мысли на эту тему. Вроде как средний фпс выше, но просадки бывают на Райзенах в неожиданных местах и такого я видел не мало в разных играх. Чел сам геймер и собирает компы для геймеров, в том числе под киберспорт и по его мнению Интел + правильно разогнанная память дают более стабильный результат.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.09.2014 Откуда: Минск
Argun писал(а):
фиксированное напряжение на проц?
Да, через ллс6 и override. Перепробовал 100500 комбинаций. Ллс3 + фикс, ллс4 + фикс и тд. Аида с галкой FPU - ок, частоты стоят. А если что запустить с AVX инструкцией - сразу Е ядра проседают. На пред биосе матери, такая проблема была с П ядрами. На Е ядра не обращал тогда внимание. Сегодня откачу биос и посмотрю.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения