✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.09.2022 Откуда: Крым
MurkLyaMurk писал(а):
которые немного не стабильные, становятся плавне
Пробовал перепробовал и с, и без. Если с остальным всё норм, то ht off плавности не добавляет. А по поводу преимущества, то там 50/50. Другое дело е-ядра, там сложнее)) Я решил для себя всё-таки ht on. Зачем отказываться от дополнительной производительности, тем более, если она сама включается где надо, и не включается когда не надо. Но, конечно, в новых синих процах его уже не будет, соответственно и разрабы на него забъют, но то уже другая история))
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
Пенсионер600 писал(а):
Если с остальным всё норм, то ht off плавности не добавляет.
Добавляет, потому что межядерная задержка становится меньше. У меня был Ryzen 8-ти ядерный 3700Х, вырубал там SMT, терял попугаев, но получал нормальную прибавку в тех приложениях, где надо было. Да и сейчас я не особо пекусь попугаями если честно.
Будь у меня проц вашего уровня бы вырубил этот хлам сразу, на таких процах пользоваться НТ только в рабочих задачах.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
Ловкий сержант Sitronix
Не знаю, что там с 9900к проц уже старый, там может и свои приколы есть. Но на новых разница есть всё-же, где-то фпс больше, а где-то фрейтайм ровнее, а где-то 1 к 1 т.е нулевая разница, но холоднее проц.
Эту тему с НТ давно мусолят как в этой теме, так и на реддите. Но я больше ЗА отсутствие НТ в современных процах.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
Andy**Pro У кого-то 4090 и 4К монитор, а у кого-то другая видеокарта и такой проц и он играет в 2К или 1080, где в последнем случае нет упор, например, киберкотлеты, которые от отключение гипера только выигрывают.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
MurkLyaMurk правильно, у каждого могут быть свои задачи. Некоторые отключают HT и E ядра. Я тоже так делаю для старых бенчмарков некоторых или игр. Если говорить про обычные игры в типичных условиях, то упора в процессор нет практически нигде. У меня раньше был монитор с разрешением 2560х1080 200Гц, вроде как тоже проблем не было Я вообще брал 14900К только из-за универсальности, иначе можно было бы взять 13600К/14600K для игр или 7800X3d, было бы не особо хуже и намного дешевле.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
Andy**Pro писал(а):
Если говорить про обычные игры в типичных условиях, то упора в процессор нет практически нигде. У меня раньше был монитор с разрешением 2560х1080 200Гц,
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Пенсионер600 Я тестировал "для себя" в киберпанке, батлфилдах, фаркрае, вд2.. везде одинаково. Не для себя один из результатов даже оформил
для понимания, тут треть теста упор в видеокарту. То есть фактический прирост больше, чем показано.
Вложение:
post (2).jpeg [ 384.68 КБ | Просмотров: 561 ]
И да, HT отжирает аппаратные ресурсы. Первое - потоки (программные) на ядре неизбежно вытесняют кэш друг у друга. Второе - буфер декодированных инструкций, очередь инструкций, и пр. будут делиться пополам, под 2 потока. Соот-но под каждый поток остается в 2 раза меньше этих аппаратных ресурсов. Третье - число портов и исполнительных устройств ограничено, и второй поток почти неизбежно будет делить одни и те же устройства с первым, добавляя лишние такты в сравнении с ситуацией, если бы этот поток попал на другое ядро, на котором это не повлияет на производительность.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.08.2017 Откуда: Краснодар
Народ, я правильно понимаю что ОЗУ начинает ролять когда в играх упор именно в процессор ? Если упор в видеокарту то пофиг какая озу, хоть ддр4 2133 или ддр5 4800 все равно проц загрузит видяху на 100%?
Сейчас этот форум просматривают: ikm, Xenosag и гости: 24
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения