✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Alex TOPMAN писал(а):
Это, как разгон настроен.
при чем тут разгон? Я выше описал объективные причины роста производительности. На любой ОДИНАКОВОЙ частоте, отключение HT поднимает производительность однопотока. Правильнее даже сказать, что не поднимает, а перенаправляет все аппаратные ресурсы ядра на выполнение потока.
если вам не нужна процессорная производительность, и у вас 24/7/365 упор в видеокарту, то можете 13900 сбросить в сток, или вообще поменять на 13600, и без изменения фпс получите минус много ватт. Мы тут обсуждаем производительность процессоров, а не то, кому она нужна/не нужна.
Для меня получить +5% производительности и -5 градусов одним нажатием в биосе - отличная фишка. +5% производительности - это как разогнать 13900к с 5500 до 5800мгц, тут люди, извиняюсь за выражение, рвут задницу ради таких разгонов, скальпируют что-то там, покупают дорогущие водянки, рамки какие-то, и то не у всех в итоге получается. А я просто кликнул на переключателе, и получил то же самое, только сразу, гарантированно и бесплатно. А кто-то вообще 13900к на 14900к меняет ради +2%, но ХТ выключить ради +5% им стремно
Member
Статус: В сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Victor91rus писал(а):
На любой ОДИНАКОВОЙ частоте, отключение HT поднимает производительность однопотока
Это не соответствует действительности. Главный тред сколько занял вычислительных блоков - столько занял. НТ, если он включен, разрешается занять незанятые, а не отбирать их у главного потока. Поэтому, причин для его замедления нет. Все доп. манипуляции с кэшем под нужды НТ - это крохи, которые ты никогда не увидишь и не поймаешь. Ищи причину твоих замедлений в другом. Она скорее всего в Т, которую добавляет ядру НТ, заставляя алгоритмы снижать частоты работы ядра. Но, это проблема уже не самого по себе НТ, а должного охлаждения проца и сочетания настроек частот/напряжений в биосе.
Member
Статус: В сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Я думаю, проще дождаться нового АРО для 12-13ген, и оно все сделает само в играх. В Метро том же самом прирост что-то около 20%. И именно поэтому я думаю, что "проблема" ГТ в распределении Л3 кэша, а не Л2... И тогда про стоны "оптимизаторов" можно забыть. Другое дело, что игры добавляются медленно в поддерживаемые.
Я понял, почему бреханул. Я щас сижу на на бетке 182U2, она была до выхода 18 биоса - ровно потому, что там АИ тренировка памяти, с ней как-то быстрее выловить стаб в пределах можно. Ну а щас новый А1 бета вышел, как сделают стаб релиз, так и перелезу. но уже чую опять гемор со стаб тренировкой
Member
Статус: В сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
YakovDolgorukiy в расширенном режиме появляется больше игр, а вот будет прирост или падение - Интел говорит: сами проверяйте. Добавлены игры туда просто чтобы были. Гарантированно там как было 3 или около того игры, так и остается.
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Винни-Пух писал(а):
Отключение HT не везде даёт прирост, где-то даже падают фпсики.
на 8+8 и выше? Например, где? В стратегиях типа Трои, но я в такое не играю. И кроме трои ничего не знаю подобного. А где нужны фпс, то есть во всяких шутерах, это полезно.
Alex TOPMAN писал(а):
Главный тред сколько занял вычислительных блоков - столько занял.
путаешь программное разделение и аппаратное. На уровне процессора, регистровая память не разделена физически на инструкции с потока номер 1 и потока 2, просто под каждый отведено не более ее половины, и тем более она не "знает" какой поток в виндовсе это мейнтред игры, а на каком, условно, оверлей какой-нибудь. У процессора вообще нет понятия "главный тред", все главные остались в виндовсе, а перед процессором стоит просто задача из смешанного набора инструкций, а конвейер просто в некоторых местах не допускает занятия некоторых блоков одним потоком более чем наполовину. И неважно, мейнтред игры это, или что-то еще, для этого потока эти аппаратные ресурсы недоступны.
Alex TOPMAN писал(а):
Ищи причину твоих замедлений в другом. Она скорее всего в Т, которую добавляет ядру НТ, заставляя алгоритмы снижать частоты работы ядра.
ты всерьез думаешь, что HT в игре что-то там перегревает, работая на 65 градусах? Ну то есть все что я написал про аппаратную часть HT тебя вообще не парит, да?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения