✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
Victor91rus писал(а):
но ХТ выключить ради +5% им стремно
Каждый раз как мне нужна производительность процессора в программах мне перезагружать компьютер и включать HT? А потом опять отключать и так всё время? Зачем, если упора в процессор нет нигде? По моим тестам отключение HT в среднем не дает ничего даже в низких разрешениях, потому что в одних играх быстрее, в других потеря фпс, а во многих вообще без разницы. Так зачем заморачиваться, если в стоке и так всё работает нормально?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Andy**Pro писал(а):
Каждый раз как мне нужна производительность процессора в программах мне перезагружать компьютер и включать HT?
а это уже вопрос приоритетов.
Единственное где хт прибавляет лично мне - это в финальном рендере. Но мне как-то без разницы, буду я пить кофе во время рендера 10 минут или 11. Ни в играх, ни в работе с видео, хт не нужен.
Всем привет,хочу взять с рук 13600kf,человеку верю, охлаждал его Id cooling frostflow 240 xt,в стресс тестах до 85,игры при загрузке проца 30-50% 60-70 градусов,процу год,хотел бы узнать нормальный камень попался относительно температур этим охладом.?p.s андервольтинг не делал,все устраивало человека.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
CHiCHo писал(а):
В Метро том же самом прирост что-то около 20%
Давай-ка сравнивать не с рекламной шелухой, а включение АПО против выкл, но в плане питания режим "сначала Р, потом Е".
Добавлено спустя 9 минут 36 секунд:
Victor91rus писал(а):
под каждый отведено не более ее половины, и тем более она не "знает" какой поток в виндовсе это мейнтред игры, а на каком, условно, оверлей какой-нибудь. У процессора вообще нет понятия "главный тред", все главные остались в виндовсе, а перед процессором стоит просто задача из смешанного набора инструкций, а конвейер просто в некоторых местах не допускает занятия некоторых блоков одним потоком более чем наполовину
Я не знаю, при какой Т у тебя задействуется НТ и на какую Т настроена отсечка турбобуста. Но, я точно знаю, что когда под НТ есть свободные вычислительные блоки и он их задействует - это жрёт свои амперы и доп. греет проц.
Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
Victor91rus писал(а):
тебя вообще не парит, да?
Ты как-то слишком ревностно докопался до моей всего лишь гипотезы произошедшего.
Добавлено спустя 10 минут 1 секунду:
KrAzY писал(а):
Правильно я понимаю, что двуядерникам HT хорошо помогает?
Как выразился в своём интервью Дима Ясенев 3 года назад: современные игры допускают создание 1000 тредов и проблема в том, что винда слишком до хрена времени занимается тем, что только переключается между ними, вместо идеальной ситуации - отправлять на исполнение столько потоков, сколько у цп ядер. (от себя добавлю) НТ - это костыль, в попытке утилизировать загрузку цп, которая выше "среднего" обычно далека от 100%, как минимум, из-за длительных ожиданий данных и инструкций из кэшей. И то, как меня убеждает в части работы НТ тут камрад - это вообще "ни в какие ворота" (но, я пока не поверил).
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
До тех пор пока у вас с запасом общей производительности HT\SMT будет нейтрален или немного вреден. В случае её нехватки в не самых оптимизированных задачах, коих большинство, он однозначно полезен. Однозначно вреден плохой код где пытаются раскидывать нагрузку самостоятельно и делают это криво, когда на одно ядро идёт два нагруженных потока. В этом случае HT\SMT будет выглядеть плохо. Но это относительно редкий случай.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.03.2003 Откуда: Samara Фото: 46
Agiliter писал(а):
когда на одно ядро идёт два нагруженных потока
Так, это... В HWINFO всегда 1-2 ядра больше греется и ощутимо, у некоторых до 12 градусов разницы с остальными ядрами, это ж винда сама такая кривая ....
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 17.10.2012 Откуда: Минск/Беларусь
Парни.. Столкнулся с фигней.. Есть мысли отчего? 14600К- встройка. 11-я вида инсайдерская. В игре- в покое.. Мышью начинаю крутить- трошки выравнивается кривуля. Как найти пульсирующую "сволоту"?
#77
_________________ Помощь в скальпировании процессоров (Минск). http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=1636558#p1636558 WoT: IRSS_BY_Pashka
Последний раз редактировалось Kopcheniy 05.04.2024 16:14, всего редактировалось 1 раз.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Cyborg писал(а):
Так, это... В HWINFO всегда 1-2 ядра больше греется и ощутимо, у некоторых до 12 градусов разницы с остальными ядрами, это ж винда сама такая кривая ....
Я удивляюсь как люди читают. НИЧЕГО подобного я НЕ писал. В Windows может быть настроен план пиатния с парковкой ядер и там пока не нагрузится как следует первое ядро ничего дальше кидать не будет. Кому нравится парковка это его проблемы, обсуждать я это в очередной раз не собираюсь.
0 поток в ОС всегда чуть чуть больше будет нагружен вне зависимости от чего либо. Некоторые низкоуровневые вещи по прежнему там висят. Не надо только пытаться искать эту нагрузку или что-то с ней делать. Лучшее, что с ней можно сделать оставить в покое 0 и 1 поток 0 ядра, если у вас есть избыток ресурсов и повесить всё остальное по принципу. 0. Не трогать системные процессы. 1. 0 и 1 поток 0 ядра ничего туда не вешать. 2. фон на один из кластеров E-Ядер (4 ядра в конце напрмиер). 3. Игру индивидуально в зависимости от того сколько ей надо по принципу. P-Ядра через один поток, если HT включен. Следующее распределение зависит от конкретного приложения и общей производительности P ядер. Одно ядро из кластера 4 Е-Ядер, за исключением Е-Ядер где фон. Одно потому что L2 там общий, будет что-то вроде более мощного E-Ядра. Дальше ещё менее однозначно и индивидуально. HT потоки P ядер. Остальные Е ядра. Но последние шаги подразумевают весьма неплохой параллелизм, там как правило нет смысла что-то руками указывать. Примрено такой фигней занимается APO. Ну или можно самому через ProcessLasso всё раскидать.
Под нагрузкой я имел ввиду утилизацию одного ядра под ~50% и больше. Если на второй поток такого ядра кинуть ещё одну такую нагрузку, когда есть свободные ресурсы других ядер, то с высокой вероятностью будет некоторая деградация производительности. Например, отдельные игры(типа старых игр серии FC) пытались раскидывать потоки по им одним известной логике которая появление новых цп не перенесла и в зависимости от количества потоков могут получать деградацию производительности именно по этой причине. Если ресурсов в принципе не хватает то даже в такой кривой оптимизации HT будет полезен.
И ради бога не надо там искать прирост при упоре в видеокарту...
BY_Pashka Попробуйте выключить Vsync, поставить лимит фпс, переключить fullscreen на windowed fullscreen и наоборот, найти проблемную настройку. В настройках графики ос выключить\включить оптимизацию презентации, в свойствах совместимости приложения включить\выключить полноэкранную оптимизацию. Правильный лимит фпс на встройке и картах интел часто очень хорошо чинит фреймтайм.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
Agiliter писал(а):
В Windows может быть настроен план пиатния с парковкой ядер и там пока не нагрузится как следует первое ядро ничего дальше кидать не будет. Кому нравится парковка это его проблемы, обсуждать я это в очередной раз не собираюсь.
Мне кажется в этой теме уже было обсуждена концепция HT и планировка раскидки потоков на процесс уже неоднократно
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения