✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
Victor91rus писал(а):
но ХТ выключить ради +5% им стремно
Каждый раз как мне нужна производительность процессора в программах мне перезагружать компьютер и включать HT? А потом опять отключать и так всё время? Зачем, если упора в процессор нет нигде? По моим тестам отключение HT в среднем не дает ничего даже в низких разрешениях, потому что в одних играх быстрее, в других потеря фпс, а во многих вообще без разницы. Так зачем заморачиваться, если в стоке и так всё работает нормально?
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Andy**Pro писал(а):
Каждый раз как мне нужна производительность процессора в программах мне перезагружать компьютер и включать HT?
а это уже вопрос приоритетов.
Единственное где хт прибавляет лично мне - это в финальном рендере. Но мне как-то без разницы, буду я пить кофе во время рендера 10 минут или 11. Ни в играх, ни в работе с видео, хт не нужен.
Всем привет,хочу взять с рук 13600kf,человеку верю, охлаждал его Id cooling frostflow 240 xt,в стресс тестах до 85,игры при загрузке проца 30-50% 60-70 градусов,процу год,хотел бы узнать нормальный камень попался относительно температур этим охладом.?p.s андервольтинг не делал,все устраивало человека.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
CHiCHo писал(а):
В Метро том же самом прирост что-то около 20%
Давай-ка сравнивать не с рекламной шелухой, а включение АПО против выкл, но в плане питания режим "сначала Р, потом Е".
Добавлено спустя 9 минут 36 секунд:
Victor91rus писал(а):
под каждый отведено не более ее половины, и тем более она не "знает" какой поток в виндовсе это мейнтред игры, а на каком, условно, оверлей какой-нибудь. У процессора вообще нет понятия "главный тред", все главные остались в виндовсе, а перед процессором стоит просто задача из смешанного набора инструкций, а конвейер просто в некоторых местах не допускает занятия некоторых блоков одним потоком более чем наполовину
Я не знаю, при какой Т у тебя задействуется НТ и на какую Т настроена отсечка турбобуста. Но, я точно знаю, что когда под НТ есть свободные вычислительные блоки и он их задействует - это жрёт свои амперы и доп. греет проц.
Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:
Victor91rus писал(а):
тебя вообще не парит, да?
Ты как-то слишком ревностно докопался до моей всего лишь гипотезы произошедшего.
Добавлено спустя 10 минут 1 секунду:
KrAzY писал(а):
Правильно я понимаю, что двуядерникам HT хорошо помогает?
Как выразился в своём интервью Дима Ясенев 3 года назад: современные игры допускают создание 1000 тредов и проблема в том, что винда слишком до хрена времени занимается тем, что только переключается между ними, вместо идеальной ситуации - отправлять на исполнение столько потоков, сколько у цп ядер. (от себя добавлю) НТ - это костыль, в попытке утилизировать загрузку цп, которая выше "среднего" обычно далека от 100%, как минимум, из-за длительных ожиданий данных и инструкций из кэшей. И то, как меня убеждает в части работы НТ тут камрад - это вообще "ни в какие ворота" (но, я пока не поверил).
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
До тех пор пока у вас с запасом общей производительности HT\SMT будет нейтрален или немного вреден. В случае её нехватки в не самых оптимизированных задачах, коих большинство, он однозначно полезен. Однозначно вреден плохой код где пытаются раскидывать нагрузку самостоятельно и делают это криво, когда на одно ядро идёт два нагруженных потока. В этом случае HT\SMT будет выглядеть плохо. Но это относительно редкий случай.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.03.2003 Откуда: Samara Фото: 46
Agiliter писал(а):
когда на одно ядро идёт два нагруженных потока
Так, это... В HWINFO всегда 1-2 ядра больше греется и ощутимо, у некоторых до 12 градусов разницы с остальными ядрами, это ж винда сама такая кривая ....
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.10.2012 Откуда: Минск/Беларусь
Парни.. Столкнулся с фигней.. Есть мысли отчего? 14600К- встройка. 11-я вида инсайдерская. В игре- в покое.. Мышью начинаю крутить- трошки выравнивается кривуля. Как найти пульсирующую "сволоту"?
#77
_________________ Помощь в скальпировании процессоров (Минск). http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=1636558#p1636558 WoT: IRSS_BY_Pashka
Последний раз редактировалось Kopcheniy 05.04.2024 16:14, всего редактировалось 1 раз.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Cyborg писал(а):
Так, это... В HWINFO всегда 1-2 ядра больше греется и ощутимо, у некоторых до 12 градусов разницы с остальными ядрами, это ж винда сама такая кривая ....
Я удивляюсь как люди читают. НИЧЕГО подобного я НЕ писал. В Windows может быть настроен план пиатния с парковкой ядер и там пока не нагрузится как следует первое ядро ничего дальше кидать не будет. Кому нравится парковка это его проблемы, обсуждать я это в очередной раз не собираюсь.
0 поток в ОС всегда чуть чуть больше будет нагружен вне зависимости от чего либо. Некоторые низкоуровневые вещи по прежнему там висят. Не надо только пытаться искать эту нагрузку или что-то с ней делать. Лучшее, что с ней можно сделать оставить в покое 0 и 1 поток 0 ядра, если у вас есть избыток ресурсов и повесить всё остальное по принципу. 0. Не трогать системные процессы. 1. 0 и 1 поток 0 ядра ничего туда не вешать. 2. фон на один из кластеров E-Ядер (4 ядра в конце напрмиер). 3. Игру индивидуально в зависимости от того сколько ей надо по принципу. P-Ядра через один поток, если HT включен. Следующее распределение зависит от конкретного приложения и общей производительности P ядер. Одно ядро из кластера 4 Е-Ядер, за исключением Е-Ядер где фон. Одно потому что L2 там общий, будет что-то вроде более мощного E-Ядра. Дальше ещё менее однозначно и индивидуально. HT потоки P ядер. Остальные Е ядра. Но последние шаги подразумевают весьма неплохой параллелизм, там как правило нет смысла что-то руками указывать. Примрено такой фигней занимается APO. Ну или можно самому через ProcessLasso всё раскидать.
Под нагрузкой я имел ввиду утилизацию одного ядра под ~50% и больше. Если на второй поток такого ядра кинуть ещё одну такую нагрузку, когда есть свободные ресурсы других ядер, то с высокой вероятностью будет некоторая деградация производительности. Например, отдельные игры(типа старых игр серии FC) пытались раскидывать потоки по им одним известной логике которая появление новых цп не перенесла и в зависимости от количества потоков могут получать деградацию производительности именно по этой причине. Если ресурсов в принципе не хватает то даже в такой кривой оптимизации HT будет полезен.
И ради бога не надо там искать прирост при упоре в видеокарту...
BY_Pashka Попробуйте выключить Vsync, поставить лимит фпс, переключить fullscreen на windowed fullscreen и наоборот, найти проблемную настройку. В настройках графики ос выключить\включить оптимизацию презентации, в свойствах совместимости приложения включить\выключить полноэкранную оптимизацию. Правильный лимит фпс на встройке и картах интел часто очень хорошо чинит фреймтайм.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
Agiliter писал(а):
В Windows может быть настроен план пиатния с парковкой ядер и там пока не нагрузится как следует первое ядро ничего дальше кидать не будет. Кому нравится парковка это его проблемы, обсуждать я это в очередной раз не собираюсь.
Мне кажется в этой теме уже было обсуждена концепция HT и планировка раскидки потоков на процесс уже неоднократно
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], muas и гости: 34
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения